Общество

Ждать ли конечной: почему в Калининграде боятся исчезновения трамвая и какое будущее там его ждет

Почему в Калининграде испугались исчезновения трамвая В администрации Калининграда по поводу демонтажа путей на проспекте Победы в октябре 2023 года говорили следующее. «Пути и контактная сеть здесь не эксплуатируются много лет, потребовали бы замены, а стоимость таких работ превышает стоимость прокладки новых линий. Все это с учетом расходов на содержание электрохозяйства делает трамвайное движение по проспекту Победы заведомо убыточным», – отмечали чиновники. Ликвидированные пути не используются по назначению с 2012 года, когда прекратил ходить трамвай № 4. Однако сохранение инфраструктуры давало надежду на то, что электротранспорт вновь начнет курсировать по маршруту. Однако как только сняли рельсы, городские власти отчитались о планах по изменению проезжей части проспекта Победы. За счет ликвидации трамвайных путей хотели увеличить ширину дороги с двух до четырех полос, а на участке от улицы Кутузова до улицы Радищего создать двухстороннее движение. У Центрального парка запланировали парковку – на другом конце проспекта. Что до территории кольца, то в генплан Калининграда в июне 2023 года внесли изменения, которые присвоили этому участку статус «под специализированную общественную застройку». Калининградцы стали предполагать, что на этот шаг пошли ради будущей застройки жилыми многоэтажками. В конце ноября 2024 года сторонники сохранения и развития трамвая в Калининграде собрали более трех тысяч подписей за возвращение электротранспорта на проспект Победы. 2020 отметок 28 ноября отправились в адрес губернатора Алексея Беспрозванных и вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина. 1003 бумажных подписей дослали почтой. «Мы, жители Калининграда, граждане РФ, выступаем категорически против планов расширения дороги на проспекте Победы за счет ликвидации трамвайной инфраструктуры и, в целом, против уничтожения системы трамвайного транспорта в Калининграде», – писали жители в обращении. В администрации Калининграда «ФедералПресс» рассказали, что восстановление трамвайного движения по проспекту Победы находится в стадии обсуждения. Власти, по их словам, принимают во внимание историческую важность трамвая в городе. Поэтому решение в каждом конкретном случае в этой сфере принимается после тщательного изучения и обоснования – в том числе обсуждение в СМИ. Будут ли еще ликвидировать трамвайные пути в Калининграде «Трамвай Калининграда – это визитная карточка и символ города. Во многом поэтому многие общественники прилагают много усилий, чтобы оставить его в историческом центре», – говорит в беседе с «ФедералПресс» независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев. Он отмечает, что за последние годы в городе было сокращено достаточно много трамвайных линий. Подробнее об этом можно прочитать в нашем большом материале. На сегодняшний день в Калининграде на линии работает 20 трамвайных вагонов. В среднем в день трамваи перевозят не менее 17 тысяч пассажиров на двух маршрутах – № 3 и № 5, рассказали «ФедералПресс» в администрации города. Городские власти также успокаивают обеспокоенных жителей: «Ликвидация действующих трамвайных путей не планируется», – уверяют городские власти. Михаил Бурцев одобряет это решение, так как, по его словам, с уходом трамваев будет уничтожена соответствующая инфраструктура. При этом на строительство новых линий электротранспорта понадобится колоссальное количество денег, которое вряд ли найдется в бюджете. «Поэтому линии лучше оставить и развивать их, учитывая туристический трафик в городе», – считает Бурцев. Почему не стоит избавляться от трамвая на проспекте Победы Что до ушедших маршрутов, то за возвращение трамвая на проспект Победы выступили не только калининградцы, но и федеральные транспортные эксперты. Восемь известных в индустрии специалистов попросили об этом в письме губернатора Калининградской области Алексея Беспрозванных. В обращении к нему они указали, что трамвай на указанном участке позволит перевозить не менее 1300 пассажиров в час. По их мнению, «Калининград по многим показателям опережает развитие сопоставимых по размеру городов России». К слову, накануне город закупил 16 новых трамваев «Корсар» и восстановил маршрут № 3 – эти старания властей эксперты также оценили положительно. «Как показывает передовой опыт многих российских городов, именно магистральная сеть рельсового и электрического транспорта должна являться основой городских транспортных систем. Исследования показывают, что трамвай во многом эффективнее других видов городского транспорта», – отметили транспортники. По их словам, к преимуществам трамвая относятся: меньшие удельные эксплуатационные затраты; меньшая аварийность; высокая экологичность. Авторы обращения к губернатору провели собственные расчеты эффективности трамвая на проспекте Победы. Их выводы показали, что открытие движения позволит обеспечить на данном направлении пассажиропоток не менее 1300 пассажиров в час – а это «обосновывает высокую социально-экономическую эффективность подобного решения». «Особенно с учетом замещения трамваем существующих автобусных маршрутов, значительно проигрывающих трамваю как с точки зрения экологичности и безопасности, так и экономичности в эксплуатации», – заявили эксперты. При этом в начале 1990-х, заметили эксперты, трамвай уже был магистральным транспортом в Калининграде. Но часть маршрутов законсервировали из-за сокращения бюджета. Как транспортные эксперты советуют развивать трамвай в Калининграде Транспортные эксперты же также передали губернатору и городской администрации конкретные предложения по развитию электротранспорта. По их словам, эти инициативы «будут способствовать возрождению и дальнейшему развитию трамвайной системы Калининграда». Они считают, что в Калининграде нужно «провести комплексную оценку системы финансирования общественного транспорта», а также баланса доходов от продаж билетов и субсидий. Посчитать, по их мнению, необходимо и расходы. Все это позволит создать условия для устойчивого финансирования эксплуатации и развития трамвайной сети – в том числе и благодаря участию в федеральных программах. Эксперты в письме высказали мнение, что региональные власти должны попросить правительство России сформировать программу развития городского транспорта, где приоритет отдадут трамваю и троллейбусу. При этом неэффективные расходы на транспорте нужно сокращать – например, за счет устранения дублирования маршрутов электротранспорта автобусами, а также сокращения простоев общественного транспорта в пробках. Городу, считают транспортники, нужно ввести долгосрочные безлимитные проездные вместе с усилением службы контроля оплаты проезда. Это поможет снизить количество безблетников и простимулирует людей выбирать общественный транспорт вместо личного. Трамвайные пути необходимо обособить от автомобильных потоков – для существенного роста скорости и надежности сообщения, подчеркивают эксперты. Подобный опыт хорошо показал себя в Челябинске, Перми, Ижевске, Краснодаре. «Трамвай проще обособить и обеспечить ему этим самым условия для стабильной работы. Тем более, что эта обособка в городе уже есть – и она требует на дороге много меньше места, чем обособление для автобусов», – говорит в разговоре с «ФедералПресс» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra и один из авторов письма калининградскому губернатору Владимир Валдин. По его словам, в плотно застроенных городах предпосылок для обслуживания магистральных линий трамваем больше. «Когда автобус стоит, трамвай может ехать. Это главная особенность построения маршрутно-транспортной сети Калининграда. И тут дело не только в обособлении – дело в том, что провозная способность автобуса кратно меньше, чем у трамвая. Сейчас калининградские маршруты не готовы, чтобы заменить электротранспорт автобусом», – подчеркивает Михаил Бурцев. Эксперты в обращении к Алексею Беспрозванных заявили, что Калининграду также нужны посадочные платформы, чтобы обеспечить доступность в электротранспорт для маломобильных групп. Сохранившиеся трамвайные линии также нуждаются в восстановлении, заявляют транспортники – например, на проспекте Победы, улицах Тельмана, Пролетарской, Киевской и других. Губернатор никому не даст демонтировать трамвай В администрации Калининграда «ФедералПресс» рассказали, что в генплане города до 2035 года предусмотрены мероприятия по развитию трамвайного движения. «Трамвай в генеральном плане позиционируется как основной вид транспорта для общегородских маршрутов, связывающих периферийные районы через центр города», – отметили в администрации. Чиновники добавляют, что разработана концепция развития экологически чистых видов транспорта в городе. «Ее реализация которой позволит значительно улучшить транспортное обслуживание пассажиров, увеличить эксплуатационную скорость передвижения, улучшит экологическую обстановку в городе Калининграде и создаст привлекательность городского транспорта общего пользования», – замечают в администрации. Отмечается, что в 2025 году запланированы мероприятия по обновлению электротранспорта – например, закупка троллейбусов на автономном ходу и замена рельсошпальной решетки на проспекте Мира от ул. Фестивальная аллея до улицы Бассейной. Также там проведут ремонт отстойно-разворотной площадки. В феврале 2025 года на жалобы и опасения калининградцев отреагировал губернатор области Алексей Беспрозванных. Он пообещал, что «никому не даст демонтировать трамвай». Также он добавил, что трамвайный парк в городе намерены обновить «до ста процентов». «Наоборот, хочу дальше развивать программу по обновлению. Часть трамваев у нас раньше была обновлена. Сейчас мэрия считает, какой объем средств понадобится, чтобы провести обновление трамвая до стопроцентного обновления парка», – заявил глава региона. Фото: ФедералПресс / Антон Федулов, Елена Майорова, Ксения Кобалия

Ждать ли конечной: почему в Калининграде боятся исчезновения трамвая и какое будущее там его ждет
© РИА "ФедералПресс"

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В России начали строить научные детские площадки

Гидрометцентр не прогнозирует сильное половодье весной в Нижегородской области

Объявлены судейские назначения на матчи 13-го тура Первой лиги

Бахрейн присоединился к декларации по сохранению популяции кречета

В России дети пожаловались на избиения в коррекционном центре

В Нижегородской области с начала 2024 года состоялось более 180 гастрольных выездов по «Пушкинской карте»

Глава МЧС сделал заявление об опасных погодных явлениях

Эрмитаж представил на выставке в Омске два главных портрета Петра I и его жены

В КЧР установили новые трансформаторы на 34 подстанциях

2,6 млрд рублей в 2024 году украли мошенники у жителей Челябинской области

Мэрия Новосибирска подает в суд на подрядчика, который не отремонтировал парк

В Калининграде почтили погибших от рук террористов

Ваш комментарий

+ 59 = 66

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее