Идея уже получила поддержку от главы Европейского командования ВС США и Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерала Криса Каволи. Теперь решение остается за высшим руководством, но вряд ли кто-то из них выступит против. Генерал-майор ВВС Джеймс Хекер указал, что создание нового военного объекта стало возможным благодаря вступлению Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс. Два аналогичных центра уже функционируют в Германии и Испании.
Запад имеет намерение провести милитаризацию Арктики с целью противодействия России. Несмотря на нехватку ледоколов, что затрудняет морские операции, в воздушном пространстве у НАТО ограничений нет. В настоящее время американские ВВС уже используют разведывательные беспилотники MQ-9 Reaper и Global Hawk за полярным кругом. Однако для их координации требуется центр управления.
Базы НАТО в Финляндии.
Официально главная задача объекта заключается в "повышении ситуационной осведомленности альянса в этом регионе". Неофициально же акцент сделан на наблюдении за российским Северным флотом и прибрежной инфраструктурой наряду с воздушным мониторингом Северного морского пути. Место размещения центра пока не определено, но, например, северо-восток Финляндии находится всего лишь в 165 километрах от стратегически важного Мурманска.
Очевидно, что Финляндия становится ключевым пунктом НАТО на границе с Россией. В сентябре шведские издания сообщили о строительстве базы в финской Лапландии, которая, по мнению западных экспертов, позволит Хельсинки улучшить защиту границ. На базу будет направлено от 20 до 50 шведских офицеров, основной состав персонала также составят шведские военные.
В конце прошлого года было подписано соглашение между Хельсинки и Вашингтоном о сотрудничестве в области обороны. В этом документе четко обозначены действия американских военных на финской территории, включая перемещение техники и организацию проживания для семей. Также был утвержден перечень объектов, включающий 15 военных баз, аэродромов и портов.
Американским военным позволили проводить маневры, техническое обслуживание транспортных средств, размещение личного состава и строительство объектов. Все это осуществляется «с полным уважением к суверенитету, законам и международным обязательствам Финляндии», включая вопросы, касающиеся хранения определенных типов вооружения.
Скорее всего, центр координации воздушных операций в Арктическом регионе будет создан в Финляндии. Министерству обороны России предстоит учесть эту ситуацию при организации безопасности на северо-западных границах страны.
Чем ответим?
Москва может принять ответные меры. В российском арсенале уже несколько лет находятся системы ПВО различной дальности, которые адаптированы для арктических условий. В Арктике располагаются дальнобойные зенитные ракетные комплексы С-400, прикрытые новейшими системами ПВО «Панцирь» и «Тор». Для защиты от морских угроз российские базы обеспечены береговыми ракетными комплексами. Все это находится в распоряжении первого полноценного арктического соединения Сухопутных войск — 80-й отдельной мотострелковой бригады, расположенной в поселке Алакуртти Мурманской области.
Западу будет сложно претендовать на Арктику без развитого ледокольного флота, и вопрос, смогут ли они быстро увеличить его численность, остается открытым. Два относительно исправных, но устаревших американских ледокола явно недостаточны. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах, стремящихся закрепиться в Арктике — Канаде, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании.
Канада располагает суднами для патрулирования арктических вод, однако не имеет возможности развернуть крупные сухопутные силы. В норвежском флоте всего четыре патрульных корабля с ограниченным вооружением. Дания обладает более сильным флотом, но у нее недостаточно ледокольных судов и отсутствует военная инфраструктура в Арктике. Финляндия и Швеция также не могут похвастаться значительной военно-морской мощью.
Таким образом, США не смогут полностью рассчитывать на своих союзников в северных водах. На суше у американских войск также серьезные трудности — нехватка транспорта для доставки грузов и военнослужащих в сложных арктических условиях. Лучшие варианты — шведские вездеходы Bandvagn 206, но они были созданы 40 лет назад и уже не отвечают современным требованиям.
Россия занимает значительно более сильные позиции в Арктике. На её вооружении находятся два атомных ледокола с двухреакторной ядерной установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил — «Ямал» и «50 лет Победы», а также два ледокола с одноядерной установкой в 50 тысяч лошадиных сил — «Таймыр» и «Вайгач». Также есть атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с мощностью реактора в 40 тысяч лошадиных сил и пять судов для технического обслуживания. В резерве находится ледокол «Советский Союз», помимо этого, в наличии есть дизель-электрические суда.
Кроме того, в действующий флот поступают универсальные патрульные корабли ледового класса проекта 23550, включая «Арктика» для ВМФ и «Ермак» для пограничников. Головной корабль «Иван Папанин» уже «засветился» в крупнейшем военно-морском параде в Санкт-Петербурге, а ещё один — «Николай Зубов» будет передан ВМФ в 2026 году. Обладая мощным ледокольным флотом, Россия единственная способна организовывать арктические конвои через Северный морской путь. Однако с потеплением климата важность этих судов может снизиться, и Москве следует готовиться к конкуренции за регион, богатый природными ресурсами.Ранее отставной ветеран ВМС США предположил, что Третья мировая война начнётся через 1,5 месяца, сразу после выборов президента США в ноябре. До этого президент Белоруссиии Александр Лукашенко заявил, что угрозы войны против страны пока нет, но готовиться к ней надо.