Военные новости

Як-130 – легкий штурмовик? Белорусы и бирманцы идею успешно реализовали, МО России пока не спешит

Западные санкции никак не повлияли на российский военный авиапром. Об этом пишет военный аналитик Петр Бутовский в докладе для Международного института стратегических исследований (IISS).

Як-130 – легкий штурмовик? Белорусы и бирманцы идею успешно реализовали, МО России пока не спешит
© Свободная пресса

Недавно были представлены сразу два проекта, ориентированных на экспортные рынки. Автономный (беспилотный) авиационный комплекс «Гром» показала компания «Кронштадт», а компания «Яковлев» – Як-130М, легкий штурмовой вариант своего усовершенствованного реактивного учебно-тренировочного самолета.

Все аэрокосмические разработчики представили свои новинки на форуме «Армия-2024», поскольку Московский авиасалон, проводимый раз в два года, в этом году был отменен.

«Гром» впервые был представлен на выставке «Армия-2020». В этом году «Гром» снова появился на публике. Хотя концепция осталась прежней, платформа стала новой. Первоначально авиакомплекс представлял собой малозаметную платформу, которая должны была быть оснащена двумя турбовентиляторными двигателями КБ «Ивченко-Прогресс» АИ-222-25, теми же двигателями, которые используются в Як-130. Генеральным конструктором в «Кронштадте» в то время был Николай Долженков, ранее работавший в ОКБ Яковлева и проектировавший Як-130.

Однако новая версия кронштадтского «Грома» заметно отличалась от предыдущей. Когда Долженков в 2021 году перешел из «Кронштадта» на Уральский завод гражданской авиации, начались работы по перепроектированию «Грома».

Два двигателя меньшего размера были заменены одним более мощным двигателем Климов РД-93 на базе РД-33, который используется в китайском легком истребителе Chengdu JF-17.

Основные летно-технические характеристики «Грома» не отличаются от ранее заявленных для двухмоторной версии: грузоподъемность 2000 кг, максимальная скорость 1000 км/час и радиус действия 700 км.

Проект «Грома» начался по собственной инициативе «Кронштадта» без внешнего финансирования. Только в 2021 году компания получила государственный контракт на эскизный проект, который должен был быть завершен в 2023 году. Серийное производство «Грома» планировалось на Иркутском авиационном заводе.

«Гром» будет иметь вооружение класса "воздух-земля" как на внутренних, так и на крыльевых установках, пишет IISS.

Предлагаемая модернизация Як-130М ориентирована исключительно на экспортный рынок. Цель модернизации – дать самолету возможность нести современное управляемое вооружение, для чего требуются новые датчики наведения. В результате предлагаемой модернизации самолет будет оснащен радаром с активной решеткой электронного сканирования «Радар-ММС» БРЛС-130Р и сможет нести модуль наведения «Зенит» СОЛТ-130K. Для повышения живучести ЯК-130М также будет оснащен комплексом средств защиты «Президент-С130» разработки витебского НИИ «Экран».

«Президент-С130» будет размещен в четырех отсеках, расположенных попарно на концах крыла, один над другим. В комплект входят ультрафиолетовые и радиолокационные датчики предупреждения, активный глушитель помех и система подачи ложных сигналов.

Планер и двигатель остаются неизменными, без изменений и текущая максимальная взлетная масса, которая составляет 10,3 тонны, а полезная нагрузка – 2,5 тонны

Як-130М сможет быть вооружен ракетами класса "воздух-земля" с лазерным наведением Х-38МЛ, а также управляемыми бомбами класса 500 кг. Могут быть установлены и ракеты класса "воздух-воздух" с активным радиолокационным наведением.

Самолет, представленный на форуме, был первым серийным Як-130, изготовленным заводом "Сокол" в Нижнем Новгороде в 2004 году. Этот планер до сих пор используется КБ Яковлева для различных испытаний. По данным «Объединенной авиастроительной корпорации», материнской компании ОКБ Яковлева, на Иркутском авиазаводе строятся три самолета Як-130М, первый из которых, как ожидается, поступит в продажу к середине 2025 года.

Предложение Як-130М направлено исключительно на экспорт. Министерство обороны России рассматривает Як-130 как усовершенствованный учебно-тренировочный самолет и не заинтересовано в его боевом применении, пишет IISS. Научно-исследовательские работы по боевому Як-130М финансируются Министерством промышленности и торговли, а не Министерством обороны.

Первоначальной целью компании является модернизация самолетов, уже находящихся на вооружении за рубежом; в настоящее время в семи странах их насчитывается около 90. По оценкам «Яковлева», существует также экспортный рынок для нескольких десятков новых Як-130М.

Алжир был первым экспортным заказчиком Як-130, в то время как Бангладеш, Беларусь, Иран, Лаос, Мьянма и Вьетнам также приобрели усовершенствованный реактивный самолет-«парту». Беларусь и Мьянма уже адаптировали базовый самолет в качестве легких штурмовиков. Беларусь испытала бомбу с телевизионным наведением КАБ-500КР на своих Як-130, в то время как Мьянма уже использовала свои самолеты, оснащенные неуправляемыми ракетами.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Развожаев: вторая за день воздушная тревога в Севастополе отменена

На Украине сообщили о потере Угледара

Стало известно, кто отдал приказ ударить ракетами по Израилю

Украинские войска перебрасывают резервы на Краснолиманское направление

Минобороны впервые сообщило об уничтожении израильского радара ieMHR

Пушилин прокомментировал передачу Киеву боеприпасов дальностью около 150 км

В Израиле заявили, что нанесли серьезный ущерб «Хезболлах»

Белоруссия назвала условие для прагматичного диалога с НАТО

Нидерланды выделяли новый пакет помощи Украине объемом в €200 млн

Глава МИД ФРГ Бербок выступила за тесное сотрудничество ЕС в оборонной сфере

В Евпатории в течение дня будут слышны громкие звуки из-за учений военных

Представитель ВВС Украины Игнат заявил о трудностях с обслуживанием F-16

Ваш комментарий

8 + 1 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее