Западные санкции никак не повлияли на российский военный авиапром. Об этом пишет военный аналитик Петр Бутовский в докладе для Международного института стратегических исследований (IISS).
Недавно были представлены сразу два проекта, ориентированных на экспортные рынки. Автономный (беспилотный) авиационный комплекс «Гром» показала компания «Кронштадт», а компания «Яковлев» – Як-130М, легкий штурмовой вариант своего усовершенствованного реактивного учебно-тренировочного самолета.
Все аэрокосмические разработчики представили свои новинки на форуме «Армия-2024», поскольку Московский авиасалон, проводимый раз в два года, в этом году был отменен.
«Гром» впервые был представлен на выставке «Армия-2020». В этом году «Гром» снова появился на публике. Хотя концепция осталась прежней, платформа стала новой. Первоначально авиакомплекс представлял собой малозаметную платформу, которая должны была быть оснащена двумя турбовентиляторными двигателями КБ «Ивченко-Прогресс» АИ-222-25, теми же двигателями, которые используются в Як-130. Генеральным конструктором в «Кронштадте» в то время был Николай Долженков, ранее работавший в ОКБ Яковлева и проектировавший Як-130.
Однако новая версия кронштадтского «Грома» заметно отличалась от предыдущей. Когда Долженков в 2021 году перешел из «Кронштадта» на Уральский завод гражданской авиации, начались работы по перепроектированию «Грома».
Два двигателя меньшего размера были заменены одним более мощным двигателем Климов РД-93 на базе РД-33, который используется в китайском легком истребителе Chengdu JF-17.
Основные летно-технические характеристики «Грома» не отличаются от ранее заявленных для двухмоторной версии: грузоподъемность 2000 кг, максимальная скорость 1000 км/час и радиус действия 700 км.
Проект «Грома» начался по собственной инициативе «Кронштадта» без внешнего финансирования. Только в 2021 году компания получила государственный контракт на эскизный проект, который должен был быть завершен в 2023 году. Серийное производство «Грома» планировалось на Иркутском авиационном заводе.
«Гром» будет иметь вооружение класса "воздух-земля" как на внутренних, так и на крыльевых установках, пишет IISS.
Предлагаемая модернизация Як-130М ориентирована исключительно на экспортный рынок. Цель модернизации – дать самолету возможность нести современное управляемое вооружение, для чего требуются новые датчики наведения. В результате предлагаемой модернизации самолет будет оснащен радаром с активной решеткой электронного сканирования «Радар-ММС» БРЛС-130Р и сможет нести модуль наведения «Зенит» СОЛТ-130K. Для повышения живучести ЯК-130М также будет оснащен комплексом средств защиты «Президент-С130» разработки витебского НИИ «Экран».
«Президент-С130» будет размещен в четырех отсеках, расположенных попарно на концах крыла, один над другим. В комплект входят ультрафиолетовые и радиолокационные датчики предупреждения, активный глушитель помех и система подачи ложных сигналов.
Планер и двигатель остаются неизменными, без изменений и текущая максимальная взлетная масса, которая составляет 10,3 тонны, а полезная нагрузка – 2,5 тонны
Як-130М сможет быть вооружен ракетами класса "воздух-земля" с лазерным наведением Х-38МЛ, а также управляемыми бомбами класса 500 кг. Могут быть установлены и ракеты класса "воздух-воздух" с активным радиолокационным наведением.
Самолет, представленный на форуме, был первым серийным Як-130, изготовленным заводом "Сокол" в Нижнем Новгороде в 2004 году. Этот планер до сих пор используется КБ Яковлева для различных испытаний. По данным «Объединенной авиастроительной корпорации», материнской компании ОКБ Яковлева, на Иркутском авиазаводе строятся три самолета Як-130М, первый из которых, как ожидается, поступит в продажу к середине 2025 года.
Предложение Як-130М направлено исключительно на экспорт. Министерство обороны России рассматривает Як-130 как усовершенствованный учебно-тренировочный самолет и не заинтересовано в его боевом применении, пишет IISS. Научно-исследовательские работы по боевому Як-130М финансируются Министерством промышленности и торговли, а не Министерством обороны.
Первоначальной целью компании является модернизация самолетов, уже находящихся на вооружении за рубежом; в настоящее время в семи странах их насчитывается около 90. По оценкам «Яковлева», существует также экспортный рынок для нескольких десятков новых Як-130М.
Алжир был первым экспортным заказчиком Як-130, в то время как Бангладеш, Беларусь, Иран, Лаос, Мьянма и Вьетнам также приобрели усовершенствованный реактивный самолет-«парту». Беларусь и Мьянма уже адаптировали базовый самолет в качестве легких штурмовиков. Беларусь испытала бомбу с телевизионным наведением КАБ-500КР на своих Як-130, в то время как Мьянма уже использовала свои самолеты, оснащенные неуправляемыми ракетами.