Мемориальная доска на фасаде дома №52 по улице Ломоносова была открыта к 120-летию со дня рождения выдающегося организатора железнодорожного транспорта Николая Алексеевича Гундобина. Именно здесь, в одноэтажном неприметном доме, прошло детство и юношество будущего первого заместителя министра путей сообщения СССР, Героя Социалистического Труда и почётного железнодорожника СССР. Становление профессионала Гундобин – знаковая фигура советской транспортной отрасли. О его заслугах лучше всего свидетельствуют награды, которыми был отмечен труд Николая Алексеевича: четыре ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Отечественной войны I степени и пять орденов Трудового Красного Знамени, а также множество медалей. В течение 27 лет Гундобин работал первым заместителем министра путей сообщения СССР. Более двадцати лет он возглавлял научно-технический совет министерства. Под его редакцией вышли в свет многочисленные сборники научных статей, которые стали основой развития железных дорог и актуальны по сей день. – Это величайший руководитель и яркая личность в сфере железнодорожного транспорта, – отметил заместитель начальника Московской железной дороги Мухарбек Озиев. – В самые тяжёлые периоды для Советского Союза железнодорожный транспорт имел колоссальное значение. Своим студентам мы всегда рассказываем о роли Николая Гундобина как специалиста и как руководителя. Становление будущего профессионала пришлось на 30-е годы прошлого века, когда по всей стране велось масштабное строительство железных дорог. Но главным испытанием стали Великая Отечественная война и период восстановления страны после победы над немецко-фашистскими захватчиками. – В 34 года ему было доверено возглавить находившуюся в тяжелейших условиях полувоенного положения Забайкальскую железную дорогу, – рассказал член президиума Центрального Совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, заместитель министра путей сообщения в 2002 году Владимир Сазонов. – Будучи руководителем, он построил ветвь для доставки войск и техники в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Параллельно шло строительство вторых путей со всеми необходимыми сооружениями: тоннелями, мостами. И всё это легло на плечи молодого специалиста. Вызовы военных лет За строительство этой железной дороги Николай Гундобин получил свой первый орден Трудового Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны Николая Алексеевича как прекрасного организатора и высококлассного специалиста направляли на самые сложные участки работы. Летом 1941 года нужно было наладить перевозки хозяйственных грузов для обеспечения фронта, затем передислокацию воинских подразделений для того, чтоб победить врага под Москвой. Все задачи были выполнены. С августа 1942-го по январь 1943 года Николай Гундобин руководил Свердловской железной дорогой. А затем его направили на Южно-Уральскую дорогу, которой он руководил с января 1943-го по сентябрь 1944 года. Эти две дороги обеспечивали поставку техники для битвы под Сталинградом. Гундобин сумел организовать работу так, что при резко возросших объёмах грузоперевозок они велись в чётко выверенном безаварийном режиме. Поезда прибывали в места назначения точно по графику. – Николай Алексеевич был одним из немногих железнодорожников тыла, который получил орден Отечественной войны, – подчеркнул Владимир Сазонов. – В сердцах всех, кто знал этого человека, он оставил неизгладимый след как высочайший профессионал и несгибаемый борец. С апреля 1945 года по 1948 год Николай Алексеевич возглавлял коллектив Московско-Донбасской дороги. Тогда шло восстановление разрушенного войной народного хозяйства, и это была одна из важнейших магистралей страны. Здесь требовалась не только напряжённая работа, но и технические инновации, которые позволяли восстановить утраченное и шагнуть вперёд. Курс на развитие Пройдя огромный трудовой путь, Николай Гундобин хорошо знал все тонкости работы железнодорожного транспорта и был безоговорочным авторитетом в деле эффективного выстраивания перевозочного процесса. Неудивительно, что после войны он был назначен начальником Главного управления движения Министерства путей сообщения СССР. А в июне 1951 года нашего земляка повысили в должности до первого заместителя министра. Он придавал особое значение развитию и внедрению новой техники и передовых технологий, внёс огромный личный вклад в развитие локомотиво- и вагоностроения. Ему удалось серьёзно повысить безопасность железнодорожного транспорта, внедрив культуру неукоснительного соблюдения норм и правил. При поддержке и непосредственном участии Николая Гундобина Советский Союз стал одной из первых стран мира, где запустили скоростное движение поездов. В 1950–1970 годы эксплуатационная сеть железных дорог увеличилась на 23,5 тысячи километров, а с учётом вторых и третьих путей – почти на 40 тысяч километров. Именно тогда велись такие большие стройки, как Средне-Сибирская магистраль, линии Абакан – Тайшет, Павлодар – Акмолинск, Кулунда – Барнаул. Параллельно повышалась и скорость движения железнодорожного транспорта. Первый замминистра путей сообщения СССР работал над внедрением электрической тяги на железнодорожном транспорте. По приказу Николая Гундобина в 1959 году был образован Курский участок энергоснабжения. Сегодня это большой сплочённый коллектив профессионалов, верный лучшим традициям железнодорожников. Имя Николая Гундобина в Курске увековечено в названии проезда в Железнодорожном округе. Также в областном центре в 2017 году открыли стелу с его барельефом. А в 2024 году потомки прославленного курянина – внук и правнук – специально приехали в столицу Соловьиного края из Москвы, чтобы поучаствовать в церемонии открытия мемориальной доски. – Мне приятно, что заслуги деда до сих пор помнят, а его достижения по-прежнему востребованы, – сказал внук Гундобина Николай Лобачёв. – О масштабе личности своего деда я узнал в зрелом возрасте. В его столетний юбилей в Москве проходил день памяти, я встречался с людьми, которые с ним работали. Они рассказывали, к примеру, что до сих пор участок Донбасса не может «переварить» столько порожняка, сколько было в бытность работы моего деда. И это говорит о его эффективной работе на своём посту. Кстати, у РЖД есть поезд-музей, маршрут которого проходит по разным городам России. В реконструкцию уникального поезда внёс свой вклад и внук прославленного железнодорожника. В тот же день мемориальную доску Николаю Гундобину торжественно открыли в Орле, где знаменитый курянин продолжал свой трудовой путь. Это ещё одно доказательство того, что железнодорожники Орловско-Курского региона свято чтят память о лучших представителях профессии и воспитывают подрастающее поколение на примерах их достижений. Ирина ЛЕОНОВА Фото автора
Следующая запись