Основной публичной юбилейной акцией педагогов и студентов Вятского художественного училища стала выставка работ учащихся и выпускников, созданных на протяжении последних десятилетий. Их авторы — это и ученики последних лет, и художники, которые за десятилетия работы уже заслужили признание коллег и почитателей живописи.
В Выставочном зале Вятского художественного музея представлены около 100 работ. Помимо картин зрители могут оценить подготовленные студентами и выпускниками проекты интерьеров, дизайн-проекты книг и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе традиционную для Кирова дымковскую игрушку. В основном это дипломные работы выпускников последних пяти лет.
— Экспозиция сформирована так, чтобы зритель мог сравнить современное поколение и ранние работы художников, которые составляют гордость вятского искусства и шире — российского искусства в целом, — пояснил корреспонденту "РГ" директор художественного училища Максим Наумов.
Сюжеты представленных картин отражают эпохи в развитии страны, являются отражением видения окружающей действительности начинающими художниками разных эпох. Производственная тематика на картинах 70-х и 80-х годов прошлого века и попытка вернуть ее авторами последнего десятилетия. Восхищение христианской и дохристианской архаикой, пришедшее из 90-х. Стремление спрятаться во внутренний мирок провинциальной творческой интеллигенции, что, скорее всего, является наследием "нулевых", и патриотическая патетика 10-х годов текущего века.
На этом фоне выделяется ряд работ, которые помимо стандартных сюжетов отражают и оригинальное видение авторов, своего рода некий идейный посыл. Устремленный вперед молодой парень на моноколесе, едущий навстречу потоку унылых пешеходов. Одинокий мужчина средних лет и антитеза — молодая влюбленная пара на фоне. Триптих, посвященный Кольской сверхглубокой скважине, в центре которого "вид снизу". Показывающий, как выглядит наш мир, если посмотреть на него "из преисподней".
Впрочем, у всех очень разных работ есть что-то неуловимо общее. Своеобразный единый стиль, который, с одной стороны, позволяет проследить генетическую связь манеры исполнения с традициями русской живописи конца XIX — начала XX века. С другой стороны, можно также говорить и о том, что в Вятском художественном училище за 60 лет его существования сформировалась полноценная творческая школа.
— Есть великолепные московские и петербургские высшие учебные заведения. Они будут давать нам великих художников. Но все их достижения базируются на том, что к ним приходят люди из таких художественных училищ. Это очень важная ступень образования, где закладывается фундамент творчества, — сказал, обращаясь к сегодняшним студентам, выпускник училища заслуженный художник РФ и членкор Академии художеств Максим Харлов.
Как затем пояснил его коллега Максим Наумов, именно на этапе среднего образования закладываются профессиональные умения и навыки, своего рода "ремесленная" составляющая, школа, которая является базой для дальнейшего развития не только в изобразительном искусстве, но и в других творческих профессиях, включая театр и музыку.