80-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящена премьера новой редакции спектакля «Рассказы о юных героях» Волгоградского областного театра кукол. На его генеральной репетиции побывали журналисты «Волгоградской правды».
На реальных событиях
Документально-художественная постановка создана по воспоминаниям юных сталинградцев, переживших военные ужасы в горящем городе. Историю великой войны зрители видят глазами маленьких мальчиков и девочек, которым выпали немыслимые испытания.
В основу сценария, который написала постановщик спектакля, главный режиссер театра Екатерина Уржумова, легли дневниковые записи и мемуары очевидцев битвы на Волге. Театру было важно взяться за эту непростую, но значимую тему, подчеркивает режиссер. Материал для постановки она собирала, работая в архивах.
«Мы говорим "война" и подразумеваем "большие слова" – подвиг, патриотизм, Родина, – так звучит пролог спектакля. – Задача наша не просто показать войну глазами ребенка, сквозь призму детского восприятия мира – невинного, трогательного, наивного и так рано возмужавшего, а протянуть ниточку от каждого бьющегося сейчас сердца к сердцу, пережившему катастрофу ХХ века. Чтобы не оборвался мир, такой, оказывается, хрупкий. Ведь одно дело, когда учитель у доски рассказывает тебе о войне, и совсем другое – когда это делает твой школьный или детсадовский товарищ. Пусть и с разницей в 80 лет».
Ранее этот спектакль, поставленный на средства гранта губернатора Волгоградской области, демонстрировался в старом помещении театра. После переезда в отремонтированное роскошное здание бывшего кинотеатра «Победа» было решено восстановить спектакль в новой редакции для большой сцены.
Для этого пришлось дополнить декорации разрушенного Сталинграда. Зритель видит стены-руины с зияющими окнами и фрагментами кирпичной кладки. Появляется на сцене и знаменитый фонтан «Детский хоровод», покалеченный обстрелами.
И в то же время мощно используются современные led-экраны. На светодиодные поверхности отображаются мультимедийные проекции – это ожившие детские рисунки красочного довоенного Сталинграда, синей Волги и белых корабликов. А затем по ходу действия их сменяют уже мрачные рисунки черного грозного военного времени. Мелькают кадры кинохроники тех лет, кадры пленения Паулюса, которые подчеркивают документальность этого художественного повествования.
В премьерном спектакле усилены световые и звуковые эффекты. В «черном кабинете» сцены в ярком луче прожектора появляется трогательная фигурка ребенка, который произносит свой монолог… Ранее спектакль посмотрели давно постаревшие дети военного Сталинграда. Они благодарили авторов за искренность и человечность, стремление сохранить память.
Новые лица
Премьера стала дебютом на волгоградской сцене новых артистов областного театра кукол. Напомним, в январе 2025 года труппа пополнилась новыми молодыми кадрами. Полина Смирнова и Иван Шилин – выпускники Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева. Владимир Носырев окончил Забайкальское краевое училище культуры и уже успел поработать в Забайкальском государственном театре кукол «Тридевятое царство» и Курганском театре кукол «Гулливер».
Молодые люди рассказали о своих работах в этом спектакле, который потребовал от них полной отдачи. Артист Владимир Носырев ведет в спектакле куклу Мальчика. И это его первый выход на сцену волгоградского театра.
«Это собирательный образ, как и другие дети Сталинграда, герои спектакля, – объясняет Владимир. – Мальчик каждый день привык видеть происходящие вокруг него ужасные вещи – падающие бомбы, постоянные налеты. И этот маленький ребенок стремится выстоять в ужасных обстоятельствах, помогать другим, продолжать жить. Эта работа – запоминающийся опыт для меня».
Получив приглашение приехать в Волгоград, молодой человек собрал вещи, сел на поезд и приехал за интересными ролями и творческими экспериментами. В городе-герое его дружелюбно встретили коллеги. И еще, как признался Владимир, его привлекает мысль поработать под руководством энергичного и талантливого главного режиссера.
В спектакле также занята молодая актриса Анастасия Чащухина, выпускница Екатеринбургского государственного театрального института по специальности «артист театра кукол», мастерской Натальи Гараниной.
«Я веду куклу сталинградской девочки Кати, у которой совсем не осталось родных, но она старается быть сильной, и еще я выхожу на сцене в живом плане, который в этом спектакле разнообразен, так как мы играем себя сегодняшних, говорим о своей памяти, представляем тени погибших, – говорит Анастасия Чащухина. – Готовясь к спектаклю, мы, артисты, во главе с нашим режиссером посещали музей-панораму «Сталинградская битва». Там смотрели, впитывали, чтобы перенести на сцену воспринятое нашими сердцами. Когда я приехала в Волгоград, то взяла за привычку хотя бы раз в месяц бывать на Мамаевом кургане, это место силы. Хочется туда возвращаться и помолчать, подумать…»
Полина Смирнова приехала в Волгоград совсем недавно и мечтает уверенно занять свое место в театральном доме, где ее радушно приняли. Впечатлило новое большое и светлое театральное здание, где комфортно существовать артистам.
«В Волгограде много солнышка, хотя мы сейчас его не видим, потому что освобождаемся только к вечеру, так как мы много репетируем, – отмечает актриса. – Сейчас я очень волнуюсь перед премьерой и надеюсь, что на спектакле возникнет прочная невидимая связь между залом и сценой, потому что мы говорим на серьезную и важную тему. Это то, ради чего работает артист – чтобы создать одно общее на всех эмоциональное поле».
Молодая артистка Мария Чудова родом из Кургана. Она окончила Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «артист театра кукол», четыре года работала в театре кукол «Гулливер» в Кургане, вела детскую театральную студию и преподавала актерское мастерство.
«В какой-то момент мне показалось, что я достигла своего потолка и мне некуда больше «расти», и тут меня позвали в Волгоград, – вспоминает Мария. – Я почти не раздумывала, мне захотелось быть за спиной режиссера, которая уверена в том, что она делает, участвовать в смелых творческих проектах. Волгоградский областной театр кукол встретил меня очень тепло и по-дружески. Прекрасное здание с непривычно большой сценой, которую надо освоить. Это настоящее счастье».