Московский театр концептуальной музыки представил в Волгограде авангардную постановку, рассказывающую о людях и истории страны. Опера раскрывает смыслы СВО в контексте глубинных кодов русской истории. Главные герои рок-оперы «Хождение в огонь» – Поэт и Воин, вместе они ищут правду, преодолевая страх, горе, совершая подвиги. Драматургическую линию продолжает образ Женщины – матери, жены, сестры и Родины.
Правда всегда одна
Представление в жанре рок-оперы ранее уже увидели жители Луганска, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Коврова, Омска и Нижнего Новгорода. В главной роли – не конкретный персонаж, а метафорический образ Русской Истории с ее трагическими страницами, испытаниями, победами и триумфами. Организатор показа рок-оперы – фонд «Память победы», проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а также при информационной поддержке Министерства культуры РФ и информационного агентства «Ветеранские вести». Либретто основано на цикле поэм Александра Проханова «На броне», музыка Александра Агеева.
В центре повествования рок-оперы – «метафорический персонаж с ее трагическими поворотами тяжелыми испытаниями, потерями и великими победами».
«В моем образе каждая женщина – это и жена любящая, и сестра, мать, вдова, бабушка, Родина – очень собирательный образ, – отметила Дарья Турбина, исполнительница главной женской роли в рок-опере. – Каждая женщина это непростое время переживает по-своему, у нас очень много эмоций и много номеров, которые дают возможность это показать. Когда я пою “Пули небесные”, это ария вдов, я не могу сдержать слез. Для меня это опыт работы в жанре рок-оперы. Было интересно попробовать себя в роли такой героини в патриотическом проекте, потому что во мне это есть. Я люблю свою Родину».
Главные герои сцены – Поэт и Воин – в поисках правды и истины проходят дорогами испытаний, встречаются с разными людьми на поле боя, в госпиталях, городах, пострадавших от войны, на параде победы.
На сцене много молодых артистов, ставших полноправными соавторами постановки. Исполнителей Театра концептуальной музыки, певцов и танцоров Александр Проханов назвал «молодой русской силой». В создание образов своих героев артисты вложили чувства, эмоции, искренность.
«Мой герой несет глубокую патриотическую линию, переживает, показывает состояние всех героев нашей страны, – говорит исполнитель роли Воина Руслан Устюжанцев. – Я исполняю арию, где солдат, услышав голос ребенка, идет к нему, спасает его. Этому было много примеров и в Великую Отечественную войну, и это происходит сейчас на СВО. Как артист сегодня я не могу оставаться в стороне: мы, можно сказать, Армия Культуры. Я исполняю патриотические песни. Сам пишу музыку для таких произведений. Сейчас мы репетируем песню о Курске, музыка Александра Агеева, стихи Александра Проханова.
Русский код
По мнению Руслана Устюжанцева, патриотизм – это часть русского генетического кода, который заложен у нас предшествующими поколениями.
«Много историй передается, и у меня и дедушка воевал, и прадедушка, у нас же, у русских людей, заложены понятие духа, патриотизм, вера в победу, – рассказал актер. – Волгоград нас принял очень тепло, публика у вас такая благородная! Потому что здесь публика понимает то, о чем мы поем, здесь пропитано все этим духом».
Рок-опера «Хождение в огонь» состоит из 4 частей: «Поэт и Воин», «Война и Смута», «Путь и Подвиг», «Благовест». Открывается большое произведение увертюрой и ораторией «Донбасс», в финале звучит Гимн Русской мечте.
Показ в Волгограде был наполнен для авторов произведения и особыми, личными, смыслами. Отец Александра Проханова погиб, защищая Сталинград в 1942 году. А Александр Агеев посвятил героям Сталинградской битвы один из своих романов – «Казак из стали».
Автор музыки и либретто, художественный руководитель Александр Агеев рассказал о работе над постановкой рок-оперы.
«Александр Андреевич Проханов известен прежде всего как общественный деятель, и прежде всего – писатель. Мы знакомы с ним давно, и вот однажды я открыл для себя его стихи – они меня просто потрясли, – пояснил Александр Агеев. – Я спросил, можно ли их подвергнуть музыкальному решению. Так появились сначала отдельные композиции на донбасскую тему, а потом возникла целая рок-опера. Премьерные показы состоялись в Луганске, а потом, поскольку это авангардное решение, она была показана в цехах нескольких оборонных заводов, буквально в сборных цехах. Главный посыл оперы – через Правду к Победе! Ведь есть некоторые люди, которые воспринимают то, что происходит на Донбассе и на СВО как что-то далекое, а ведь многие регионы уже испытали на себе атаки дронов или теракты, целый ряд субъектов РФ живет в прифронтовой полосе, так что события касаются всех и могут коснуться каждого. В рок-опере есть картинки, коды, чтобы зритель мог размышлять. И в финальном гимне, конечно, говорится, что несмотря на потери, ужасы войны все равно побеждаем, потому что есть у нас стремление к победе, великодушие, любовь».
Рок-опера – яркое произведение о нашей истории, любви к Родине, мужеству наших защитников, гражданском подвиге, о традиционных ценностях, верность которым ведет героев произведения – Поэта и Воина – через испытания, боль, потери к обретению высших смыслов происходящего, к осознанному единению с судьбой Отечества, с общей борьбой за свободу и независимость, за достойное будущее России, за победу. Авторы произведения не избегают сложных тем о трагических поворотах русской истории, о цене побед, и эта открытость, честность так дороги зрителям.
«Много работали над пластикой и хореографией, – рассказывает режиссер-постановщик Дмитрий Никитин. – У нас в произведении были элементы истории вашего Сталинграда, например знаменитый фонтан на Привокзальной площади, где дети водят хоровод. Мы попытались сделать так, чтобы обратиться к зрителям посредством музыки, слов, видео, чтобы донести сегодняшние время, события. Когда народ един, он непобедим, мы становимся сильнее».
Финал произведения публика встречала стоя. Зрители, среди которых члены семей участников СВО и волонтеры, учащиеся школ и вузов, работники ведущих предприятий, представители Волгоградской академии МВД России, управления МЧС по Волгоградской области, комитета семей воинов Отечества, городского центра патриотического воспитания «Виктория», отметили силу и искренность произведения.
«Я пришла со своей дочерью и внучкой, – рассказала волгоградка Елена – Переживали до слез, потрясающе, и наш Сталинград – Волгоград был показан в произведении. В ужасе на самом деле, что творится в зоне боевых действий, когда это видно на большом экране. Такие впечатления незабываемые. Спектакль правильно поставлен, он вызывает патриотизм. Стоит отметить, что у нас очень сильная память о героическом прошлом города, мы этим гордимся. Шикарные голоса, танцевальная часть великолепна».
Достучаться до сердца
Молодые зрители тоже остались в восторге от постановки.
«Мне понравился очень яркий финал. Такие произведения нужны!» – отметил один из них.
Те, кто посмотрел рок-оперу в волгоградской филармонии, считают, что артисты смогли достучаться до сердца зрителя. Значимость культурного события подчеркнул Антон Лукаш, региональный координатор общероссийского общественного движения «Русская мечта» в Волгоградской области.
«Это произведение цивилизационного уровня, оно пронизано идеей русской цивилизации и русской мечты, – пояснил Лукаш. – Александр Проханов является лидером общероссийского общественного движения “Русская мечта”. Это энергия и воля к жизни, умение видеть высочайшие цели и достигать их. Преодоление беды, воля к победе. Цивилизация Феникс, русская цивилизация – мы побеждаем и возрождаемся, становимся сильнее, пройдя через испытания. Вот эти все вещи раскрыты в рок-опере. Я сам попал в этот водоворот энергии “Русской мечты”».