События, пережитые нашей страной за последние годы, и стали поводом для премьерного спектакля "Настоящие". А точнее — литературно-музыкальной постановки, в которую были собраны истории и поступки обычных людей, ставших новыми героями наших дней. Может быть, даже и неожиданно для самих себя. Какие-то из стихов, попавших в "Настоящих", были написаны в Донбассе, в новых регионах России. И их авторы — Анна Ревякина, Марк Лешкевич, Антон Шагин и другие выходили теперь на сцену МХАТа имени Горького в новом проекте арт-кластера "Таврида". И в одних эпизодах "Настоящих" некоторые зрители не могли удержаться от слез, а в других переполнялись гордостью и, наверное, тоже задумывались о том, на какие добрые и гражданские поступки могут отважиться уже и они сами.
Ярко освещенная комната и поэт, вглядывающийся в темное окно, декорации разных комнат и квартир, и снова стихи, мысли уже следующих авторов. А затем уже — синее небо на дальнем плане в очередной поэтической сцене и новый неравнодушный поэт. Жанр этой постановки точнее всего определить как документальный спектакль о времени и о себе — в стихах, сопереживаниях и размышлениях. И хорошо, что в "Настоящих" решили собрать самых разных авторов. И уже подумать про 2020-е всем вместе. Правильно поэтому, что главных действующих лиц оказалось так непривычно много — более 25 человек: поэты, певцы, актеры, писатели Захар Прилепин и Олег Рой…
Выходил на сцену и хор в простых повседневных одеждах, да и спел он без исполнительских трафаретов большого искусства, а предельно откровенно, без красивостей, так, как мы сами порой поем за столом или на праздниках — без самолюбования и бравирования эталонными голосами. Искренность и выстраданность в такие певческие минуты важнее виртуозности.
Жанр этой постановки точнее всего определить как документальный спектакль о времени и о себе — в стихах, сопереживаниях и размышлениях
В итоге замечательно, что пафоса или гламура эта постановка избежала. Доверительные, а не площадные и трибунные интонации в ней победили, да, наверное, и были главной задачей режиссера-постановщика и участников "Настоящих". Так, собственно и должно было быть. Те, кто на сцене, — читали стихи, говорили или пели о сокровенном, выстраданном, а не отчитывались или не рапортовали перед начальством… А мы — те, кто в зале — думали вместе с ними. О том, как нам всем жить дальше, чтобы беречь гордость, честь, друг друга, чувствовать себя счастливыми…
Конечно, SHAMAN спел и один из главных своих хитов "Встанем". Он вышел на сцену не в своем привычном концертном костюме, а в обычной, почти повседневной одежде. Может быть, в ней и ездил выступать в Донбасс, в Луганск, Новороссию. Он пел в этих новых регионах со сцены, а однажды, по велению души, просто на полянке в паре сотен метров от Запорожской атомной станции, которую накануне обстреливали. Пел и говорил с рабочими станции без микрофонов и концертного света, а под обычную гитару.
И эта повседневность, искренность и откровенный разговор между неравнодушными людьми — тоже стали приметами "Настоящих". Хочется, чтобы эта постановка потом поехала в тур по стране. Может быть, уже и с другими ее участниками на сцене… На вопрос обозревателя "РГ" о том, может ли это случиться, организаторы пока не ответили. Но они, конечно, знают, что и в других российских городах тоже много неравнодушных и талантливых поэтов и музыкантов.
Прямая речь
SHAMAN рассказал "РГ" о своем участии в "Настоящих":
— Я был в зоне СВО, видел наших бойцов, их глаза, слышал их истории. Там появились мои песни "Мы", "Живой" и "Мой бой"… Поэтому, когда ребята из арт-кластера "Таврида" рассказали о проекте, я решил их поддержать. "Настоящие" — о том, что происходило в Донбассе и в Луганске с 2014 года не сухим языком учебника по истории. В них есть стихи, которые точно останутся в веках. Именно с помощью таких постановок формируется эмоциональная и историческая память народа.