В 2023 году исполнилось десять лет, как Николай Цискаридзе возглавил Академию русского балета имени Вагановой. Назначение сопровождалось чередой скандалов. Сейчас его фамилия прочно ассоциируется с этим учебным заведением. Для Цискаридзе важно, чтобы в вечере «Виват, академия!» были задействованы все поколения его учеников.
Во втором отделении исполнят сюиту из балета «Фея кукол» Йозефа Байера. Действие происходит в лавке игрушек в Петербурге в начале ХХ века. Это не премьера — балет уже в репертуаре Мариинки. Вплоть до мельчайших деталей воспроизведены декорации и костюмы Бакста. Business FM спросила Николая Цискаридзе, требует ли такое воссоздание спектаклей дополнительных ресурсов.
Николай Цискаридзе народный артист России, премьер Большого театра, ректор Академии русского балета имени Вагановой«Если мы хотим реализовать настоящую задумку Бакста, то, конечно, мы должны позаботиться не только о том, чтобы найти средства, но еще и найти тех людей, которые могут воплотить это в реальность. Так как я не люблю халтуры, не люблю дешевизны, все костюмы воспроизведены так, как они нарисованы автором. Я очень большой поклонник Бакста, и моя идея была в том, чтобы тот спектакль не только был восстановлен, но и вошел в репертуар Мариинского театра. Нас поддержал Валерий Гергиев. Мы сделали это совместно: декорации восстанавливал Мариинский театр, а костюмы делали мы. Каждый человек так или иначе ребенок. Спектакль про кукол, тем более оживших, всегда пользуется большим успехом не только у детей, но и у родителей».
С учетом происходящего в мире приобретает ли балет как вид искусства еще большее значение? Отвечает Николай Цискаридзе:
«В этом ажиотаже идиотизма, когда многое русское начинают переименовывать, обесценивать заслуги либо наших выпускников, либо тех, кто был представителем другой национальности, но служил в России во славу русского балета, мы лишний раз должны напоминать, что это наше достояние, все те великие люди, которые, может быть, были по национальности, так же как и я, представителями другого народа, но они служили прежде всего русскому театру и русскому балету. Об этом есть, например, подтверждение у Мариуса Петипа, который в своей автобиографии очень подробно описывает, почему он принял российское подданство, что родная Франция никогда не позволила ему поставить ни одного движения. Таких примеров очень много. Нам есть чем гордиться. Прежде всего это система образования, которой нет больше нигде в мире в области искусства. Так как балет не имеет языка, его язык международный, я больше чем уверен, что осталось очень недолго до того, как миру придется развернуться лицом к России и принять все условия игры. Балет все равно будет в авангарде, потому что это именно наше искусство».
Первое отделение вечера «Виват, академия!» — полноценная премьера, «Танцы на свадьбе». Это дивертисмент танцевальных номеров в постановке Максима Севагина — 26-летнего худрука балетной труппы МАМТа. Он выпустился из академии в период ректорства Цискаридзе, первые хореографические опыты начал с его легкой руки. Идея «Танцев на свадьбе» на музыку Гранадеса пришла к Максиму во время карантина в 2020 году. Через несколько лет Севагин понял, что было бы здорово поставить этот спектакль именно для академии. Business FM спросила его, с кем проще работать — со взрослыми артистами или с учащимися.
Максим Севагин худрук балетной труппы МАМТа «И там и там есть и плюсы, и минусы, не могу сказать, что где-то проще, где-то сложнее, работа разная. С детьми интересно работать, потому что они еще не обременены большим сценическим багажом, они очень открыты и чисты в том, что они делают, в этом большой плюс. Мне дается возможность научить их делать так, как я хочу. Конечно, на это тратится больше времени, но положить новый материал на чистые, еще не загрязненные сознание и тело удобнее».
Первые вечера «Виват, академия!» пройдут 16 и 17 февраля в концертном зале «Зарядье» (осталось немного билетов по цене от 8 тысяч до 20 тысяч рублей). Потом балет откроет Всемирный фестиваль молодежи в «Сириусе». Затем артисты отправятся на гастроли по России и Бразилии.