Как со зданий в Великом Новгороде исчезают панно и мозаики Дискуссию о сохранении панно и мозаик на новгородских зданиях запустила местный дизайнер Ксения Парфенова. Поводом стал капитальный ремонт школы № 31. На его стене находится панно советского периода – и оно не в очень хорошем состоянии. Парфенова переживала, что произведение искусства просто снимут, хотя «это часть истории города». Дизайнер предлагает передать его заинтересованным архитекторам или дизайнерам, если учебному заведению не пригодится. «Мы уже потеряли мозаику в «Волне», в детской поликлинике на Тимура Фрунзе, когда-то была мозаика на колледже искусств, в какой-то из реконструкций пропало плиточное панно из бассейна на Десятинке, разрушена целостность рисунка в фонтане Садко, нам так и не вернули барельефы в подземный переход на Федоровском Ручье и было сбито и выкинуто аварийное, но замечательное мозаичное панно на гимназии «Гармония» в 2021 году. Такими темпами у нас в городе пропадет вид монументального искусства, которое украшало типовые проекты зданий в советское время», – говорит Ксения. Первый заместитель комитета по образованию администрации Великого Новгорода Марина Воробьева ответила Парфеновой, что вопрос с панно на фасаде школы обсуждается с подрядчиком. Однако, как уже было замечено, это не единственный объект искусства, который исчез со стен новгородских домов в последнее время. Осознание ценности произведения приходит всегда через отрицание, замечает в разговоре с «ФедералПресс» экскурсовод, ведущий сотрудник центра «Гуманитарная урбанистика» при НовГУ Эльвира Гептинг. По ее словам, сейчас Великий Новгород в отношении мозаик на зданиях проходит именно эту стадию. «Да, сегодня немногочисленные мозаичные панно кажутся элементами новгородской повседневности – кажется, их никто и не воспринимает всерьез, кроме немногочисленных активистов. Недавно в Новгороде сбили одну из лучших мозаик города – на гимназии «Гармония». Это было единственное панно с региональными элементами. Там была изображена церковь из деревни Курицко. То, что ее снесли, это просто вандализм», – замечает Гептинг. По ее словам, сейчас неравнодушные активисты пытаются добиться реставрации оставшихся панно и мозаик и признания их региональными объектами культурного наследия. «Пока их всех не сбили, а качество работ ведь местами потрясающее. Все-таки Новгород – это не только домонгольские памятники и средневековая история. Это и советский период тоже», – подчеркивает Гептинг. Тенденцию к исчезновению панно дизайнер Ксения Парфенова в разговоре с «ФедералПресс» характеризует кратко – «сегодня они есть, завтра нет». «Например, в моем детстве была мозаика в детской поликлинике на ул. Тимура Фрунзе. Я помню, что мне маленькой она очень нравилась. А вот что на этой мозаике было изображено – увы, не помню. И найти фотографии нигде не могу. Мозаика пропала после ремонта поликлиники примерно в 2012 году», – рассказывает Парфенова. В чем ценность новгородских панно и мозаик «У нас город древний, старинный. Новгородца не удивишь старинной фреской, церкви XII–XVI веков для нас норма. Поэтому история XX века для нас кажется очень новой, а для администрации не особенно важной на фоне стольких памятников ЮНЕСКО», – говорит Ксения Парфенова. По ее словам, послевоенные власти строили не только учебные заведения и заводы, но и старались «добавить ту же мозаику в типовой проект». «У города сохранилось лицо и появились новые черты», – говорит Парфенова. При этом, замечает она, этим занимались «люди с хорошим архитектурным, историческим и художественным образованием, коих сейчас не так много». «Они брались за тонкую и монументальную работу не в самых простых условиях. Мы по их работам можем определить, что тогда волновало обычного жителя города, какие вопросы поднимала государственная пропаганда, на что обращала внимание: образование, медицина, научные и трудовые достижения. Виден был и местный колорит. В Новгороде я не видела мозаики с Лениным, зато Волхова, Садко, Витославлицы на них – пожалуйста», – рассказывает дизайнер. Она считает, что «глупо и расточительно заменять все это на заштукатуренные стены и вент-фасады». «У нас, например, есть мозаики на детском саду на улице Московской, панно с разнообразными сказочными героями на абсолютно обычном здании и в конце обычной улицы. Каждый ребенок, который в этот сад ходил, помнит эти мозаики», – говорит Ксения. Она уверена – чтобы сохранять советские панно, барельефы, мозаики, витражи и другие работы художников, необходимо законодательно поставить их под охрану, а также обязать собственников зданий обеспечить сохранность изображений. Ведущий сотрудник центра «Гуманитарная урбанистика» при НовГУ Эльвира Гептинг отмечает, что она с коллегами хочет атрибутировать сохранившиеся мозаики – чтобы на каждом панно, мозаике или барельефе указывался автор, название работы, дата создания. В идеале должна быть создана онлайн-карта с карточками каждого объекта, замечает исследователь. «Мы пытаемся привлечь внимание общественности к проблеме сохранения советских мозаик. Хотим познакомить аудиторию с творческим наследием тех художников, которые оформляли Новгород и города области в советский период», – замечает Гептинг. Смогут ли городские муралы заменить мозаики на фасадах В последние несколько лет на стенах новгородских домов художники стали практиковаться в новом виде уличных изображений – они начали создавать муралы. Это большие рисунки на фасадах, в которых воплощаются легенды, мифы, исторические страницы или просто абстрактный по теме художественный замысел. «Муралы выглядят как интересный арт-объект, который, на мой взгляд, не противоречит общей культурно-визуальной среде. Можно вспомнить о том, как улицы выглядели десять лет назад – с цветными рекламами и ужасными шрифтами. Все стреляло и горело в глазах, безвкусица была на каждом углу. Это был кошмар. То, что от этого избавились, облегчает восприятие. Но города у нас преимущественно серые. И муралы стали своеобразным ярким акцентом, на который можно обратить внимание. В этом больше плюсов, чем минусов. И большая часть работ выполнена интересно и красиво», – комментирует в разговоре с «ФедералПресс» новгородская художница Ксения Икренникова. Ксения Парфенова, говоря о муралах, замечает, что есть вопросы к их дальнейшей судьбе и предварительной подготовке стен. «Многие муралы осыпаются в тот же год, просто потому что поверхность предварительно не была подготовлена. В паспорта домов изображения никак не включены, поэтому они по факту есть, но в документах отсутствуют. Значит, о них в дальнейшем никто заботиться не будет. Легче сверху новый нарисовать», – беспокоится Парфенова. Она говорит, что муралы – это меньший по сложности, масштабу и бюджету уровень работы по сравнению, например, с мозаиками, плиточными панно и барельефами. «Я не знаю что сейчас должно произойти, чтобы администрация города заказала не мурал на стене школы, а мозаику во всю стену на типовом проекте. Это будет событие всероссийского уровня», – заключает Парфенова. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Предыдущая запись
Следующая запись