Полагать теорию Чарльза Дарвина опасной для детей крайне нелогично, считает член Комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман. Так он прокомментировал обращение помощника председателя правительства, экс-премьера Чечни Муслима Хучиева к министру просвещения с призывом убрать из школьной программы дарвинистскую теорию.
По мнению чиновника, дарвинистское учение способствует «духовному разложению детей». Комментируя это, Вассерман 20 сентября рассказал «Парламентской газете», что не стоит отвергать эту теорию: для детей будет полезнее сочетание научных знаний и религии.
«Ссылкой на Бога можно обосновать любые нормы поведения, представления о природе, в том числе и представления, изложенные в теории эволюции. В этом смысле она не противоречит религии, — сказал парламентарий. — Дело в том, что уже много веков вполне верующие люди обсуждали, как, собственно, можно совместить представления, изложенные в разных священных писаниях. Именно в разных, потому что изучали этот вопрос не только в религиях, опирающихся на Библию, но и иудаизме, и исламе. В конечном счете, почти все пришли к выводу, что задача людей — постичь замысел Божий, в чем бы он ни состоял, а заодно уже разобраться, почему божественное откровение изложено в тех или иных конкретных терминах».
По словам Вассермана, такие представления, на первый взгляд, трудно совместить с современными взглядами, но способы такой «стыковки» уже найдены.
«Требующие исключить какие-нибудь сведения из учебников на том основании, что они не соответствуют той или иной религии, на самом деле умаляют саму эту религию. Принижают ее способность объяснять происходящее в реальном мире», — отметил депутат.
Говоря о преподавании теории эволюции в школе, Вассерман отметил, что ее излагают в несколько устаревшем формате и это приводит к недопониманиям.
«Дело в том, что Дарвин, как практически любой первооткрыватель, определил лишь основные черты эволюции. По сути, только указал направление, а исследовать его должны уже последующие специалисты. Поэтому у тех, кто знает теорию эволюции только по школьному изложению, могут появиться некоторые сомнения, — продолжил Вассерман. — Лично я, будь моя воля, включил бы в школьную программу изложение теории эволюции не по Дарвину, а по Докинзу. Его основные труды появились примерно полвека назад».
Выводы Ричарда Докинза «с тех пор уже так тщательно проверены, что их совершенно спокойно можно включать в школьную программу, не опасаясь научить чему-то ошибочному», отметил депутат.
«В то же время они уже доведены, в том числе усилиями самого Докинза, до уровня понятности и доступны школьнику. Считаю, что такое изменение школьной программы даст меньше поводов для сомнений в правильности теории эволюции», — добавил он.
В любом случае, по мнению депутата, исключение из школьной программы чего бы то ни было, «потому что оно не соответствует религии», с точки зрения самой религии выглядит довольно странным.