Роскошные женские наряды, скатерти и пледы, изящные салфетки из тонкого льняного кружева из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника представили в столице Черноземья. В проект "Кружево Русского Севера" вошло около 60 изделий, сделанных мастерицами фабрики "Снежинка". Есть и маленькие, и огромные — 2,6 метра в длину. В том числе — работы известной художницы Галины Мамровской, уроженки Воронежской области.
Кружевоплетение пришло в Россию из Европы. Тонкими сеточками с орнаментом украшали женскую одежду (подол и рукава), края полотенец и скатертей. На Вологодчине основные приемы ремесла сложились в XVII-XVIII веках, но оно было преимущественно домашним делом. А вот в 1820-е здесь уже появились фабрики, где трудились десятки крепостных кружевниц. Их изделия вошли в моду в высших слоях общества, и масштабы промысла быстро росли. В конце XIX столетия на вологодских фабриках были заняты четыре тысячи мастериц, а в 1912-м — более 40 тысяч!
— Очень часто коклюшки в руки брали и мужчины, и мальчики. Ремеслу обучались с детства, — рассказала ведущий хранитель фонда тканей Кирилло-Белозерского музея-заповедника Наталия Красильникова. — Рисунок, так называемый сколок, крепится булавками к подушке, набитой соломой. Мастер берет палочки-коклюшки и переплетает намотанные на них нити. Кружевница должна знать всего четыре элемента (плетешок, полотнянка, сеточка, насновка), но с их помощью можно создать очень сложные образы. Крупные изделия могут состоять из нескольких частей, которые сплетаются друг с другом. Но чаще это единая, цельная работа. Бывает, что одну скатерть или покрывало делают несколько человек, и тогда художник подбирает мастеров с похожей манерой, плотностью плетения. Вологодское кружево вообще более плотное, чем, скажем, елецкое.
С приходом советской власти кружевниц сначала стали объединять в артели (на Вологодчине их действовало 48), где работали главным образом надомницы, а затем — в мастерские: так было проще контролировать качество плетения. К узорам зимних окон и растительным мотивам (цветущим веткам, листочкам, бутонам) добавились политические. На салфетках выплетали серп и молот, пятиконечные звезды, гербы республик. В период индустриализации в рисунки кружев добавились самолеты и парашюты, поезда и тракторы…
После начала Великой Отечественной вологодские артели и мастерские закрылись, но к концу 1942-го их решили возродить. Середина века стала своего рода кружевным ренессансом: художницы создали серию изделий, которые потом многократно воспроизводились в разных уголках области. Например, покрывало Веры Веселовой — его можно увидеть на выставке в Воронеже. Вера Дмитриевна — потомственная кружевница. По семейному преданию, ее прабабушка плела зонты для царского двора. Традицию продолжает дочь Надежда.
Кружева прописались во дворцах и музеях, их носили великие актрисы, жены дипломатов и военных
В 1960-е мастерские вновь реорганизовали, открыв пять кружевных фабрик, а затем одно большое объединение "Снежинка". Современная фирма с таким названием — его правопреемница. Узоры стали более сдержанными и лаконичными, в них появились отсылки к древнерусской архитектуре. Вологодские кружева прописались во дворцах и музеях, их носили великие актрисы, жены дипломатов и военных.
На протяжении 20 лет главным художником "Снежинки" была Галина Мамровская. Сама она не местная — родилась в Борисоглебске, на востоке Воронежской области, который славится резными наличниками и тонкими пуховыми платками. В Вологду Галина Никитична приехала по окончании московского художественного вуза и глубоко изучила традиции промысла, став знаковой фигурой для современного кружевоплетения. Придумала более 300 рисунков. Ее работы — салфетки, скатерти, панно, рисунки и эскизы — хранятся во многих музеях России, в том числе в Кирилло-Белозерском заповеднике. На выставке в Воронеже можно увидеть несколько характерных серийных изделий, которые не сняты с производства, и одно уникальное. Панно "Спасительное пристанище для душ" было выплетено в 2021 году по заказу музея-заповедника и изображает святого Кирилла Белозерского.
Еще одна выдающаяся художница из Вологды — Ангелина Ракчеева — развивала традиционные растительные орнаменты, добавив цветную нить.
— Обычно вологодское кружево светлое, так как используется льняная нить натурального оттенка. Но иногда вводят и отбеленный лен в виде веревочки — этот декоративный элемент называется "скань", — и, например, красный, как в "Рябинке" Надежды Веселовой, — пояснила Красильникова.
В кружевной коллекции Кирилло-Белозерского музея-заповедника около 600 предметов. Поначалу собирали старинные фрагменты одежды, но с середины ХХ века стали закупать и фабричные изделия — для показа туристам с круизных теплоходов. История вологодского кружева продолжается, и на современном ее витке многое диктуют мода и финансовые возможности покупателей, добавила Наталия Красильникова:
— Стало больше декоративности, цветных и металлических нитей. Делают уже не только монументальные вещи — манто или покрывала по старым проверенным шаблонам, — но и очень маленькие, в виде украшений. При этом все по-прежнему плетется вручную. Машинным способом делают только мерное кружево.
Выставка будет работать в Воронежском музее имени И. Крамского до 2 февраля 2025 года.