Учитывая печальный опыт прошлой зимы, воронежские чиновники в этом году заранее заключили контракты на покупку дополнительных единиц техники. Однако есть другая проблема — острый дефицит кадров. Поэтому расширить штат сотрудников в районных комбинатах благоустройства попробуют с помощью новых для столицы Черноземья стимулов. Помимо надбавок к зарплате дефицитным рабочим — дворникам и водителям спецтехники — готовы предоставлять общежитие и служебные квартиры с правом бесплатной приватизации.
Служебное — в личное
Сейчас вакансии для рабочих открыты во всех комбинатах. Ждут водителей, трактористов, грузчиков, подсобников для ручной уборки тротуаров. Устроиться можно на месяц, на сезон или на постоянную работу. Требования к кандидатам минимальны, опыт необязателен, возможен прием пенсионеров и граждан с рабочими группами инвалидности. При трудоустройстве гарантируют оформление по ТК, полный соцпакет и обеспечение форменной одеждой.
В 2025 году доходы муниципальных коммунальщиков должны подрасти: из бюджета Воронежской области на повышение фонда оплаты труда обещают дополнительно выделить около 300 миллионов рублей.
"Сейчас обсуждаем, как это правильнее и эффективнее сделать с точки зрения соотношения окладной части и различных надбавок. Важно, чтобы и условия труда улучшались, и мотивация сохранялась. Также пересмотрим плату за переработки, выход в нерабочие дни: в новогодние праздники и период снегопадов комбинатам благоустройства приходится особенно непросто. Их труд должен заслуженно оцениваться", — заявил мэр Воронежа Сергей Петрин.
Иногородние трактористы и водители специализированной техники смогут рассчитывать также на предоставление служебного жилья. Для этого в Воронеже ремонтируют муниципальные общежития и квартиры. Оплачивать там нужно будет только коммунальные услуги. Такая опция особенно интересует жителей сельских районов, которые заняты на сезонных работах летом и осенью, а в холодное время года не имеют постоянного и достойного дохода.
Требования к кандидатам сейчас минимальны: опыт необязателен, возможен прием пенсионеров
"Те, кто занят на сельхозработах и живет на ближайших к городу территориях, в зимний период готовы потрудиться у нас. Но многих отпугивает дороговизна съема жилья. Мы на срок этих кратковременных трудовых отношений будем предлагать комнаты в общежитиях", — пояснил Петрин.
Водитель фронтального погрузчика Алексей Матвеенко приехал в Воронеж из Кантемировского района в 2013 году. С тех пор он работает в комбинате благоустройства Советского района. Все это время жил на съемной квартире, теперь получил служебное жилье.
В комбинатах благоустройства уже отметили приток сотрудников из числа механизаторов: уборка на полях завершена. Но дефицит кадров по-прежнему ощущается.
По словам городских чиновников, резерв служебного жилфонда планируют увеличить. По истечении 10 лет такую квартиру можно будет приватизировать бесплатно.
Реагенты в помощь
Чтобы минимизировать проблемы с расчисткой улиц, с которыми столкнулись в Воронеже прошлой зимой, чиновники заранее заключили контракты на покупку дополнительных единиц техники — самосвалов и погрузчиков, привлекли подрядчиков, которые на период сильных снегопадов обеспечат в районах определенное количество дворников для уборки пешеходных дорожек. Акцент — на центральной части города.
"Немножко изменили регламент и порядок уборки, то есть выделили отдельные звенья для работы на тротуарах в Ленинском и Центральном районах. Некоторые участки — по три-четыре улицы в каждом из этих районов — перевели на уборку реагентами. Попробуем этот способ", — пояснил мэр Воронежа.
Города разные — проблема одна
К слову, острый дефицит водителей испытывают и другие предприятия сферы жизнеобеспечения.
И сегодня вопрос стоит прежний: как обеспечить обновление парка автобусов и привлечь водителей в сферу общественного транспорта?
"Если опыт со служебным жильем для работников комбинатов благоустройства себя оправдает, то будем пробовать распространить его и на водителей муниципального транспортного предприятия", — отметил Петрин.
Кроме того, чиновники задумались об улучшении условий на конечных остановках, где водители ожидают своего выхода на линию. Мэрия оформляет в муниципальную собственность такие площадки, затем там планируют построить туалеты и помещения для приема пищи. "Такие элементарные вещи тоже, я думаю, должны положительно сказаться на привлечении в эту отрасль людей", — добавили в администрации.
Кстати, похожей логикой руководствуются и власти в Иванове. Недавно там начали обустраивать 11 разворотных колец общественного транспорта. Поручение установить там биотуалеты, урны и контейнеры для мусора дал мэр Александр Шаботинский в ноябре в связи с множеством жалоб на санитарное состояние конечных остановок.
"Действительно, когда мы подъезжаем к некоторым остановкам, то видим там кучи мусора, есть неприятный запах. Горожане выходят на субботники, убирают, а это продолжается. Значит, власти должны какое-то решение принимать", — сделал вывод градоначальник.
Александр Шаботинский подчеркнул, что установка таких туалетов — эксперимент: "По его результатам будем принимать решение — в таком варианте оставить или установить стационарные. Главное, чтобы это было удобно для ивановцев и была чистота в городе".
Между тем
Сфера транспорта и перевозок в России входит в топ-10 по дефициту кадров. По данным онлайн-платформы для подбора кадров и поиска работы HeadHunter, в этой отрасли на одну вакансию водителя приходится около трех кандидатов, что считается низким показателем. В Воронежской и Тамбовской областях показатель еще ниже. Спрос на водителей в этом году вырос на 30 процентов. В Воронежской области — почти в 1,5 раза, на Тамбовщине — в 1,9. Водители категории Е (то есть имеющие право управлять машиной с прицепом) считаются "новым золотом", пояснила "РГ" директор филиала HeadHunter в ЦФО Марина Качанова.