"Проектом года" стала для областного художественного музея имени И. Крамского ретроспектива Зиновия Попова. К столетию со дня рождения мастера здесь выставили более 200 его картин, этюдов и набросков. Творчество Попова ценят и эксперты, и неискушенные зрители, но в государственных собраниях работ очень мало — не укупить! Большая часть осела в частных коллекциях, и хозяевам жаль расстаться со своими сокровищами даже на два месяца. Самая жизнерадостная выставка 2024-го в Воронеже — "Без полутонов" — работает до 9 февраля.
На полотнах Попова все превращается в праздник. Покос и молотьба в жаркий день, подъем по обледенелому косогору с полными ведрами, укладка поленницы, панельные многоэтажки в пасмурный день… Даже "Послевоенная весна" с заморенной лошадью, тянущей плуг по суглинку, вселяет надежду.
Живописец, выросший в тамбовской деревне, всю жизнь обращался к простым сюжетам. Писал сельские и городские пейзажи, крестьянские избы, задворки и опушки. Выпускник изостудии в Мичуринске и училища в Пензе, он по стилю был близок к французскому импрессионизму. При этом выбирал очень сочные, чистые цвета и добивался особой фактуры мазка. Масляные краски на его холстах не блестят — свет брызжет откуда-то изнутри.
Как вспоминает воронежский художник Алексей Загородных, мастер использовал так называемые тянущие грунты — смешивал клей, мел и воду (а иногда и опилки). Потом эта основа вбирала масло из красок. На выставке можно рассмотреть под лупой текстуру живописного слоя на этюде "Зимняя рябина".
В проекте "Без полутонов" объединены произведения из 23 собраний — государственных и частных. Экспонаты представили музей-усадьба А. Герасимова (филиал Тамбовской областной картинной галереи), музеи Острогожска, Богучара, Мичуринска и Лисок, Новоусманская детская модельная библиотека, воронежский музей частных коллекций "Наследие" и обычные люди, которые покупали картины для украшения интерьера.
— Мы постарались собрать самые значимые работы из тех, что находятся в России. Искусствоведы знают, как тяжело найти картины Попова. При жизни мастера их не очень часто приобретали в фонды. В 1970-1980-е увлекались передвижниками, начинали потихоньку охотиться за авангардом… Скажем, воронежский художественный музей собирал произведения Семенова-Амурского, Романовича, Киселевой. А Зиновий Ефимович как-то не попадал в фокус внимания. Хотя в высоком уровне его творчества никто не сомневался. Полотна Попова брали на выставки районного, областного и всесоюзного масштаба, — рассказала куратор, старший научный сотрудник музея имени И. Крамского Валерия Меремьянина.
Выставочные комитеты, правда, предъявляли ему некоторые претензии — формальные. Уж очень "несоветским" выглядел стиль, хотя мастер никогда не противопоставлял себя реализму, не был в оппозиции. Его обвиняли в отсутствии повествовательности, привязки к конкретному месту. Не одобряли яркой декоративности языка. Будучи хорошим рисовальщиком, Зиновий Ефимович намеренно упрощал изображение, делал его как бы несовершенным.
В трудные 1990-е вдова Попова продала основную массу полотен за бесценок. По сути, случайным образом, не выбирая покупателей. Оставила на память в основном этюды и портреты сыновей. В результате сегодня наследие художника рассредоточено по семейным собраниям, не представлено в каталогах. Картин Попова не найти ни в специализированных магазинах, ни на арт-салонах советской живописи в Москве, да и на аукционах они большая редкость. Одна из работ, которые сегодня можно видеть в Воронеже, приобретена на Christie's за несколько тысяч долларов.
— Люди с хорошим достатком охотно покупали картины Попова — видели, что он яркий и разнообразный. Если у другого воронежского мэтра, Василия Криворучко, довольно много похожих друг на друга этюдов с церквями, то у Зиновия Ефимовича повторов нет. Сколько его произведений сегодня находится в частных руках, мы не знаем. Не знаем всех его оформительских работ, больших декоративных полотен. Что могли, разыскали, постарались представить все стороны его творчества — от портретов до поздних крымских этюдов. Примерно три четверти экспонатов взято из частных коллекций, так что по окончании выставки их можно будет увидеть только в каталоге. Мы очень благодарны всем, кто согласился предоставить картины для юбилейного проекта, — подчеркнула Меремьянина.
Работы Попова, передающие ощущение ценности и радости жизни, особенно воодушевляют на фоне слякотной воронежской зимы, смутного времени и неясных перспектив, которые сегодня тревожат, наверное, каждого. Дают почувствовать гармонию, уравновешенность, даже праздничность будней. Другого такого художника в Воронеже (а может, и в России ХХ века) не было.
— Попов был интересен еще и тем, что мог в одно и то же время писать абсолютно разные работы — и по колориту, и по технике наложения мазка. Его можно сравнить с французскими импрессионистами, найти характерные мотивы — пасущихся коров, подсолнухи. Подобно модным европейским мастерам, он умел очень хорошо преподносить самые обычные темы, современным языком — свежим, звонким, насыщенным. У него очень тщательная композиция, рисунок, что говорит о кропотливом труде. Попов писал не быстро, не за один-два сеанса, а посвящал творчеству практически все время. Пройдя войны молодым человеком, он рано повзрослел и как-то удивительно чисто прожил жизнь, без помарок, без склок с коллегами по цеху, — добавила Меремьянина. — Он не был художником философского склада, над его работами не приходится долго размышлять, что-то разгадывать. Это просто большой мастер, любящий свой край, свою родину, свое время.
Расписание работы выставки "Без полутонов. К 100-летию Зиновия Попова" — на сайте воронежского музея имени И. Крамского. С 10 по 15 января 2025 года он будет закрыт по техническим причинам.
Справка "РГ"
Зиновий Ефимович Попов (1924-1984) родился в крестьянской семье в Мичуринском районе Тамбовской области. До войны работал на угольном складе на станции Кочетовка. С 1942-го воевал на Первом Белорусском, был тяжело ранен. После демобилизации устремился к мечте — поступил в мичуринскую изостудию. Был учителем рисования в сельской школе. Потом окончил художественное училище в Пензе и по распределению попал в Воронеж — в производственные мастерские Союза художников. Выполнял стандартные для того времени заказы: запечатлевал колхозную страду, растущие кварталы города. Преподавал в архитектурно-строительном техникуме. В середине 1960-х побывал в Домах творчества художников "Дом Кардовского" в Переславле-Залесском и "Академическая дача" имени И. Репина в Тверской области, где познакомился с представителями владимирской школы живописи. Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин и другие художники повлияли на его манеру. Участвовал в выставках самого разного уровня, но персональную экспозицию смог увидеть лишь раз — ее подготовили к 50-летию Попова в 1974 году. Через 10 лет он скоропостижно скончался. Посмертно прошли две персональные выставки — в Мичуринске и в Воронеже.