Рисунки народного художника России Петра Дика (1939-2002) украсили зал областного музея имени И. Крамского. Мастера называют одним из самых заметных отечественных графиков последней четверти ХХ века.
Его прижизненные персональные выставки проходили в Третьяковке и Русском музее, не так давно работы Дика можно было увидеть в Тульской картинной галерее. Воронежскую экспозицию посвятили памяти вдовы художника Киры Лимоновой, которая была неутомимым проводником его творчества на протяжении 20 лет и скончалась 25 октября 2023-го.
Видео дня
Полсотни листов — портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены — предоставили коллекционеры из Липецка. Основную массу работ, вошедших в проект, хранят Юрий и Ольга Сидоровы. Несколько натюрмортов привез галерист Александр Назаров.
Сюжеты Дика часто проникнуты меланхолией, передают состояние одиночества, обращенности вовнутрь души. Фигуры без лиц, статичные позы, сжатые плечи, сумеречный свет, сдержанный колорит. Его герои-созерцатели повернуты спиной к зрителю и схвачены в момент, за которым должно последовать какое-то действие: девушка присела подтянуть чулок и замерла в раздумье, скрипач поднес к плечу инструмент… Многое нарисовано в авторской технике — пастелью по наждачной бумаге: каменная крошка поблескивает сквозь нежный слой мела, напоминая о суровой изнанке жизни.
А уж с ней Петр Гергардович был знаком не понаслышке. Он родился на Алтае в семье обрусевших немцев накануне Второй мировой. Отец прошел лагерь и вернулся смертельно больным. Мать мобилизовали в трудармию. Мальчика вырастили родственники: бедность, голод, лишения военных лет, унизительное клеймо немца. Все это не могло не сказаться на характере Дика. Путь в искусство был для него довольно долгим, в Строгановское училище он поступил ближе к 30-ти. Но смог найти свой художественный язык и завоевать признание столичных коллег, критиков и коллекционеров.
«Путь правдоподобия в искусстве — это путь иллюзий, тупиковый путь», неизбежно ведущий к «подмене факта искусства фактом иллюзорного момента», полагал Дик: «Такое «искусство» отрицает собственную природу (как систему условностей: плоскость, цвет, ритм, тон, пластика), но выдает себя за факт действительности. Тиражирование иллюзий правдоподобия прямо противостоит творческому акту, который всегда уникален… Искусство есть… пластическое выражение Бытия к небытию».
— Творчество Дика питается от двух корней: древнерусского искусства (любил Феофана Грека, жил во Владимире и часто рассматривал сохранившиеся в храмах фрески) и авангарда, прежде всего «крестьянского цикла» Малевича и творчества его учеников (Басманова, Суетина, Рождественского), — пояснил «РГ» липецкий коллекционер Юрий Сидоров. — Его сила — в обращении к духу. Дик принадлежит к узкому кругу художников-метафизиков. Из русских авторов в этот круг входят, например, Эдуард Штейнберг, Владимир Вейсберг и Дмитрий Краснопевцев, из зарубежных — Джорджо Моранди.
Работы Дика хранятся в ГТГ и Русском музее, Эрмитаже и ГМИИ имени А. Пушкина, в региональных галереях России, Государственном собрании картин Мюнхена и многих частных коллекциях. После его смерти вдова Кира Лимонова объехала почти все крупнейшие музеи страны, организовала десятки выставок, издавала альбомы и книги с работами мужа.
— Она была человеком потрясающей души. Мы много раз бывали у нее в гостях в Суздале и Владимире, вместе путешествовали. Будучи заслуженным архитектором России, Кира Сергеевна имела и массу личных заслуг, но последние годы жизни полностью отдала сохранению и популяризации наследия Дика. Это был титанический труд, — добавил Сидоров.