20 декабря 2023Российская Газета
Видеопоказы спектаклей Валерия Вольховского и творческий вечер в память о нем состоялись в театре кукол «Шут». Один из самых ярких режиссеров-реформаторов, изменивший представление о том, каким должен и может быть кукольный спектакль, проработал в Воронеже 16 лет. Выпустил 30 постановок для детей и взрослых. Эти работы получали престижные премии на фестивалях за рубежом. Некоторые спектакли мастера идут до сих пор, иные можно посмотреть в записи в интернете.
Вольховский родился 16 декабря 1938 года и умер 20 лет назад, 19 сентября 2003-го. Его режиссерские поиски начались еще в конце 1960-х — в Белгороде, где Валерий Аркадьевич стал первым профессионалом в руководстве местного театра кукол. У будущего мэтра уже тогда были четкие представления о том, как должно развиваться это тонкое сценическое искусство, дающее массу возможностей для серьезного разговора со зрителем. Как часто бывает, профессионализм и принципиальность не пришлись ко двору. Вольховского уволили, спустя годы признав это одной из крупнейших ошибок белгородских управленцев от культуры.
Продолжение истории после рекламы
Ну а режиссер, конечно, не затерялся — ставил в Орле и Брянске, 10 лет провел в Челябинске. Театры «уральской зоны» в эпоху застоя были пространством свободного (или почти свободного) поиска. Здесь Вольховский смог воплотить те идеи, которые позже вошли в традицию. Он убрал с подмостков «площадную» ширму, за которой прятались актеры. Дал им «право голоса», сделав их отношения с куклой важным пластом всего спектакля. Поставил акцент на многослойности действия — чтобы даже спектакль для самых маленьких не сюсюкал со зрителем и был интересен в любом возрасте.
Продолжение истории после рекламы
«Вырастить настоящего человека можно только не опускаясь перед ним на корточки… Да и просто маленьких людей не бывает», — говорил мастер.
Его волновали острые темы: засилье пошлости, одиночество мыслящего и одаренного человека, замкнутый круг отечественной истории, рождение фашизма в обществе, скрепленном комформизмом. «Театр для меня — это способ выразить свою боль, свое отношение к жизни, способ познания самого себя. Театр дает мне счастливую возможность понять процессы, происходящие в мире…» — признавался Вольховский.
Продолжение истории после рекламы
«Театр для меня — это способ выразить свою боль, свое отношение к жизни, способ познания самого себя»
Как вспоминает его многолетний соавтор, главный художник Воронежского театра кукол Елена Луценко, режиссер мог годами искать произведение, которое бы помогло раскрыть мучившую его тему, и обдумывать замысел спектакля. К примеру, на «Карьеру Артуро Уи, которой могло не быть» (по антифашистской пьесе Бертольта Брехта) и «Озерного мальчика» (по грустной притче Павла Вежинова) ушло по шесть лет.
«Мы всегда много обсуждали, почему тот или иной сюжет надо раскрыть средствами именно кукольного, а не драматического театра. Рождались метафоры, которые потом воплощались в сценографии. Например, в «Озерном мальчике» герой — ребенок с богатой фантазией, который страдает от непонимания со стороны взрослых. У куклы огромные печальные глаза и крошечный рот, который не открывается: мальчик как будто немой, его никто не слышит. Неслучайно ему проще с рыбами, чем с людьми… — отметила Луценко. — В «Мертвых душах» центром композиции стал деревянный стул — символ места, которое все хотят занять. Он стоял на постаменте с лавровыми венками, как памятник государству российскому. И был, как корабль ракушками, облеплен всякой всячиной: домишки, церкви, дворянские усадьбы, кладбища… строительные леса — ведь страна все время строится, но как будто застыла во времени. Мир несется мимо, а она так и стоит. И колесо на этом стуле крутилось, когда Чичиков ехал к очередному помещику. Одно колесо, на котором далеко не уедешь».
Продолжение истории после рекламы
Переехав в Воронеж в 1987 году, Вольховский перенес туда часть знаковых постановок. Знакомство с местной публикой началось премьерой «Процесса над Жанной д.Арк…» — пронзительного разговора о конфликте между обществом и властью с одной стороны (их воплощали страшноватые куклы-маски) и неуправляемой, непредсказуемой, несгибаемой личностью, сила которой лишь в убеждениях, — с другой. Монолог Жанны, который на вечере памяти режиссера прочла игравшая ее в «живом плане» актриса Любовь Марчук, и сегодня звучит как набат.
Продолжение истории после рекламы
Легендарные «Мертвые души» Вольховского были, к счастью, качественно записаны на видео командой Челябинского телевидения. Фильм и сегодня остается актуальным не только по содержанию (Гоголь в инсценировке Булгакова дает универсальный ключ к пониманию российской жизни), но и по форме. Сакраментальная тройка с мелким бесом на облучке и бледными крестьянами (каретник Михеев, плотник Степан Пробка, Елизавета Воробей…) вместо лошадей по-прежнему мчится, не двигаясь с места. А на стуле восседает востроносый подвижный Чичиков, решительно не понимающий, что он сделал не так.
Продолжение истории после рекламы
С Гоголем у режиссера была какая-то особенно прочная связь. Неслучайно «духовным завещанием» его стала «Шинель», поставленная в Воронеже в 2001-м. Спектакль пока остается в репертуаре, пусть и с другим составом артистов. И сморщенный рыжий Башмачкин всякий раз, как в первый, погибает от крушения мечты. В одном из интервью Вольховский пояснил, чем ему дорог этот герой: «Жил себе маленький человек с маленькой идейкой, а пришли жлобы и отняли ее. Да, он маленький. Ну и пусть бы жил, ведь у жлобов и таких идей не бывает…»
Продолжение истории после рекламы
А самому Валерию Аркадьевичу был дорог «Соломенный жаворонок», сочиненный вместе с Виктором Новацким и Юрием Фридманом на основе фольклора средней полосы. Сюжет почти мифологический: мальчик идет звать солнце, преодолевает страхи и испытания, возвращает людям весну и попутно становится взрослым. Народные традиции, языческие и христианские, пение в аутентичной манере (Вольховский дружил с ансамблем Дмитрия Покровского, возрождавшим аутентичную манеру исполнения фольклора), простые куклы из соломки и мешковины, как будто сделанные для крестьянских детей. Запись постановки очень несовершенна, звук временами ускользает (для спецпоказов театр снабдил видео субтитрами). Но и в таком изводе, подобном слепой машинописной копии, можно почувствовать, насколько это был сильный и честный спектакль.
Продолжение истории после рекламы
Воронежский театр по мере возможности сохраняет постановки Вольховского. В афишу даже вернули два его шедевра — «Легенду о добром сердце» и «Маленького принца». Но театр — искусство мимолетное. Не за горами, наверное, время, когда спектакли мастера уйдут из репертуара. Но его наследие останется, ведь оно давно легло камешком в фундамент современного театра кукол, стало частью живой — развивающейся — традиции.
Кстати
В воронежском краеведческом музее открылась выставка «Вольховский: путь Мастера», куда вошло более 150 предметов: фотографии и документы режиссера; эскизы к спектаклям, куклы и костюмы из постановок, сделанных в соавторстве с заслуженными художниками России Еленой Луценко и Александром Ечеиным. Пройти по ней можно самостоятельно или с экскурсией — билеты доступны в кассе и на сайте музея, запись ведется по телефону (473) 252-04-56. Экспозиция продлится до 20 января 2024 года.
Продолжение истории после рекламы
Прямая речь
Татьяна Ечеина, заслуженная артистка России:
— Валерий Аркадьевич говорил, что создает театр как дом. Дом, в котором бы жили люди, работающие на одно дело. Для него спектакли были и результатом, и предлогом для жизни.
Артем Вольховский, сын режиссера:
— На детях, как вы знаете, природа отдыхает… Единственное, в чем я смог превзойти папу, — знаю химию на пять, а у него была тройка. Мой отец своими спектаклями продолжает учить меня и жизни, и режиссуре, и всему, что в мире есть хорошего.
Российская Газета: последние новостиПочему Европа опасается избрания Трампа президентом СШАКоролем Дании стал Фредерик XКоролева Дании Маргрете II отреклась от трона в пользу своего сына Фредерика