В Волгоградском областном театре кукол прошел спектакль «Чайка. Метод прочтения» по мотивам пьесы одного из самых известных драматургов мира Антона Павловича Чехова. Новая постановка выполнена в формате сценической лаборатории и представляет собой спектакль в спектакле.
Манифест новых форм
Пьеса Чехова «Чайка», едва появившись в 1896 году, стала символом обновления театра. Тысячи интерпретаций по всему миру терпели сокрушительные провалы и были невероятно удачными. Над феноменом «Чайки» ломает голову не одно поколение театральных деятелей. По словам режиссера-постановщика Волгоградского кукольного театра Екатерины Уржумовой, «Чайка» может как уничтожить театр, так и возродить его.
«Такого спектакля ранее у нас не было, – утверждает она. – Сейчас к нашему театру приковано особенное внимание, так как мы переехали в новое здание и осваиваем непривычное для нас большое пространство и технику. И, для того чтобы окончательно войти в это место, мы решили взять такой сложный материал. "Чайка" как революционная пьеса прилетела к нам на помощь. Наша задача – показать, что это произведение может быть взято совершенно любым театром. Эта пьеса позволяет театру перейти определенный рубеж. "Метод прочтения" показывает, как увидели ее мы».
Спектакль разыгрывают живые артисты, маски, планшетные и гапитные куклы. За оформление постановки отвечал петербургский художник-постановщик Константин Майстерюк. Это его первый опыт сотрудничества с волгоградским театром.
«Масочный прием – это основа постановки. Также у нас присутствует гапит – это кукла, представляющая собой голый костяк. У каждой маски – свой характер, свойственный персонажу пьесы. Особенность декораций заключается в том, что в них может существовать любая пьеса Чехова, будь то "Вишневый сад" или "Дядя Ваня", потому что структура произведений диктует проходимость в сцене, открытые пространства. Есть и элементы, присущие именно "Чайке": это лавки, стулья, арка, символизирующая помост», – рассказал художник.
В спектакле постоянно звучит фраза: «Нужны новые формы». И режиссер с командой успешно их находят – в облике, в хореографии, в музыке.
«Масочная система сложна тем, что по сути актер и есть кукла. Его пластические возможности должны быть безграничны. Кукольники часто стоят за ширмой, а тут мы получаем шанс их показать. Я всегда говорю, что актеры-кукольники таят в себе большие возможности», – считает Екатерина Уржумова.
Новый старт в новом месте
«Чайка» стала для волгоградских актеров своеобразной проверкой на прочность.
«Спектакль очень необычный. Зрителю обязательно должно понравиться сочетание пластики и слова. Режиссер очень умело отобрала и показала ключевые фрагменты этой истории. Все персонажи очень глубокие, и мы работали с удовольствием. У меня немного драматических ролей, а теперь их число пополнилось», – сказала актриса Наталия Усова, играющая Аркадину.
На премьере «Чайки» был аншлаг. Волгоградцы выкупили все билеты.
«Для кукольного театра это место новое. Оснащение зала и сцены позволяет делать качественные спектакли. Мы привыкли говорить, что кукольный театр для детей. Но в первую очередь это театр, а театр – для всех. Особенно примечательно то, что труппа взяла это классическое произведение. Постановка такого формата подразумевает собой эксперимент, и я думаю, что он удался. С нетерпением ждал эту премьеру», – подчеркнул председатель комитета культуры Волгоградской области Станислав Малых.
«Мне спектакль очень понравился, впечатлила игра актеров», – призналась волгоградка Анна Ягубова.
«Для кукольного театра это необычно, но все равно было интересно», – сказала зрительница Алена Попова.
Напомним, что в прошлом году Волгоградский областной театр кукол переехал в здание бывшего кинотеатра «Победа». Здание было отреставрировано в рамках нацпроекта «Культура». Ход модернизации лично контролировал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.