В Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. Машкова открылась персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации Анатолия Михайлова, на которой он передал в дар музею свою картину, посвященную Великой Отечественной войне.
«Эта картина написана 45 лет назад, – рассказал художник перед началом вернисажа. – После учебы в Астрахани – я окончил художественное училище, а жена консерваторию – нас с ней направили на работу в город Вольск Саратовской области. Один человек рассказал мне там историю про своего соседа, у которого все три сына ушли на фронт. Один из них воевал в Сталинграде… Я запомнил эту деталь, она навеяла мне тему этой картины, которую я назвал "Письма сыновей". Мне неизвестна судьба тех солдат. И я изобразил мальчика, который читает деду фронтовые письма его сыновей…»
Художник дал своей выставке многозначительное название – «Род наш – от земли». Его родители встретились после войны. Мама пережила Сталинградскую битву, участвовала в восстановлении разрушенного города. Отец, призванный в Красную Армию, офицером прошел всю Великую Отечественную войну. Для Михайловых послевоенный Сталинград стал символом счастья, любви, несмотря на трудности быта и все следы недавних военных событий. Память художника сохранила пейзажные образы послевоенного Сталинграда.
В этой картине Анатолий Михайлов отобразил свое детское воспоминание о районе, в котором родился и жил. Это нынешний микрорайон Тулака, где на берегу Волги в 1960 году, когда художнику было всего 7 лет, еще стояли такие дома сталинградцев.
«Сегодня у нас не одно, а два интересных и важных события, – сказала, открывая выставку и приветствуя гостей, директор музея Варвара Озёрина. – Мы открываем персональную выставку заслуженного художника России Анатолия Михайлова и принимаем от него в дар музею его картину «Письма сыновей». Она посвящена событиям Великой Отечественной войны».
Варвара Озёрина и Анатолий Михайлов снимают с картины покрывало, и собравшиеся на вернисаж гости встречают произведение мастера аплодисментами.
«Я рад, что эта выставка открывается в этом замечательном музее, – говорит художник. – Мне приятно видеть здесь моих коллег, близких и родных друзей, а также всех, кто любит живопись и пришел на вернисаж».
Анатолий Михайлов – активный участник всесоюзных, всероссийских, региональных, областных и международных выставок. Он награжден золотой медалью Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство». Среди наград художника также Благодарственное письмо администрации Президента Российской Федерации, Государственная премия Волгоградской области и премия города-героя Волгограда в области литературы и искусства.
В моих картинах, – раскрывает секреты своего творчества мастер пейзажа Анатолий Михайлов, – всегда присутствует человек, поэтому они обычно не просто лирические, а тематические, и работаю я циклами. Темы приходят сами по себе, сначала что-то остановит внимание как главное, взволнует, а затем сразу или через время реализуется на холсте. Очень обогащают встречи с людьми. Так и появляются темы моих картин.
В экспозиции выставки представлено более пятидесяти произведений Анатолия Михайлова. Наряду с ретроспективным взглядом на все творчество мастера, она включает новые произведения художника и работы, которые раннее не выставлялись. И те, и другие представляют одинаковый интерес. Пейзажи художника яркие, сочные, красочные, дышат солнцем и теплом, вызывают чувство радости и умиротворения.
Искусствоведы отмечают: мир коренного волгоградца Анатолия Михайлова открывается зрителю как удивительное художественное пространство, вмещающее разномасштабные события и жизненные впечатления, центральным звеном которых является родной край и его история. Красота живет в тихих заводях озер, в бесконечных степных пространствах, в переливающихся грядах меловых гор. Работы Михайлова отличает особая любовь к пластическому разнообразию форм как природных, так и рукотворных.
Образ природы – это не просто правдоподобный слепок с действительности, это, прежде всего, магическая связь состояний природы и души художника. Речь идет не о внешней красивости, а о целостности, в которой художник исследует природу через обнаружение погруженных в нее ценностей. Поэтому, несмотря на лирико-романтическое видение природы, как кажется при первом взгляде на произведения мастера, всматриваясь, мы открываем умозрительные образы природы, видим одновременно все модусы времени – прошлое, настоящее и будущее.