Петербург, его дома, мосты и каналы, набережные, сады и парки, его окрестности, темное северное небо и горящая свеча рядом с посмертной маской Пушкина, лики Блока и Ахматовой… Город фантастический и в то же время хорошо знакомый – таким он предстает в работах художников из Северной столицы Анатолия Давыдова, Андрея Бодрова и Людмилы Давыдовой.
Город поэтов
В главном здании волгоградского Музея Машкова открыта выставка «Город поэтов», которая объединила городской пейзаж, портреты творивших в Петербурге классиков русской литературы, виды атмосферной провинции. Петербург влиял на судьбы гениев, не важно, родились они здесь или нет. Это город поэтов – Пушкина, Державина, Лермонтова, Блока, Ахматовой… В экспозицию вошло 50 работ, выполненных в разных жанрах и техниках.
Заведующая экспозиционным отделом Анна Величко подчеркнула, что музей стремится разнообразить выставочную политику.
«Не впервые мы принимаем работы авторов из Санкт-Петербурга – на этот раз замечательную группу художников, которая стала инициатором выставки “Город поэтов”, – говорит Анна Величко. – Проект представляет собой пристальный взгляд на Санкт-Петербург, демонстрирует разные подходы к этой теме – как откровенно декоративный, так и представляющий город через традиции, через призму поэтического, литературного наследия».
Российский и советский живописец, график, признанный мастер портрета, натюрморта и пейзажа, заслуженный художник России, Анатолий Давыдов ушел из жизни в 2009 году, оставив целую плеяду учеников, среди которых – участники выставки Андрей Бодров и Людмила Давыдова.
Важное место в творчестве Анатолия Давыдова занимает галерея образов выдающихся литераторов, а особое место – фигура Пушкина. Его портреты художник исполнял маслом, темперой, карандашом, в литографии и офорте. Петербург – город Пушкина – у Давыдова таинственный, словно что-то важное из разгаданного им осталось невысказанным.
Пушкин, Блок, Ахматова, Мандельштам, поэт великий князь Константин Романов – все это портреты, выполненные в технике автолитографии и офорта, их мы увидели на выставке.
Рядом узнаваемые городские пейзажи – конечно, Петропавловский и Исаакиевский соборы, низкое небо, снег в ночи. Они пробирают своей меланхолией, мистической ноткой, что подчеркивает монохромная палитра черного и белого. Там явно отражена литературная история призрачного города Пушкина и Гоголя. Кажется, что из темного тумана и дождливых сумерек к тебе выйдут Старая Графиня – Пиковая дама или несчастный Башмачкин.
Особое место в финальной части экспозиции занимает печальный «Натюрморт со свечой и маской Пушкина» Анатолия Давыдова. Миражные, словно бы недосказанные образы, несмотря ни на что, производят сильное впечатление.
Гармония природы и архитектуры
Андрей Бодров впитал традиции ленинградской академической школы. Его работы представлены в музеях, галереях и частных коллекциях как в России, так и за ее пределами. Художник использует различные техники и материалы: травленый штрих, акватинту, гравюру на картоне, монотипию и пастель.
В пейзажах Анатолия Бодрова природа и архитектура живут в гармонии друг с другом. Пушкинские горы, вид с крыльца усадьбы Михайловское, Изборск, старые ели, сиверская зима – эти рисунки могли бы стать иллюстрацией многих стихов. Бескрайнее небо, далекие горизонты, четкие очертания деревьев в графике Андрея Бодрова созданы с использованием офортной иглы (техника сухой иглы), пастели и карандаша.
Пейзажи Санкт-Петербурга, Русского Севера и средней полосы России кисти Людмилы Давыдовой отличаются высокой эмоциональностью – что называется, мимо не пройдешь. Эта живопись по своей тональности мажорная. Картины художницы как будто ведут в путешествие по любимому городу – от Исаакия к набережной Мойки, к зимней канавке, через Крюков канал. Арт-вояж поражает дерзостью и сочностью оранжево-алого и бирюзового. Декоративность – часть оптики, через которую художница рассматривает город.
Новый взгляд на город
По мнению куратора выставки «Город поэтов» Анны Циганковой, посетителей ждет новый взгляд на Санкт-Петербург не только как исторический и архитектурный памятник, но и как источник вечного вдохновения писателей и художников. Выставка отдает дань литературным гениям, которые век за веком писали о своем Санкт-Петербурге. Питерские проспекты и переулки помнят их присутствие.
«В центре нашего внимания – влияние города и его художественной школы на творческий почерк авторов, – рассказала куратор Анна Циганкова, научный сотрудник музея Машкова. – Мы можем проследить точки пересечения творческих индивидуальностей, поразмышлять, насколько личность художника-учителя влияет на его учеников, и, конечно же, представить влияние великого города на великую культуру. Санкт-Петербург у трех этих авторов разный: у кого-то он темный и мрачный, в какой-то степени фантасмагорический, а для кого-то, наоборот, очень радостный, яркий. Вместе с тем выставка хорошо показывает линии преемственности».
Как считает куратор, благодаря таланту художников, город предстает перед зрителем многогранным и фактурным, от сочных живописных полотен до философских и даже меланхоличных произведений графики.
Яркая техника, странные впечатления, словно бы встреча с чем-то давным-давно знакомым, а смыслы ускользают. Таким своим мнением о выставке поделились ее первые посетители – молодые волгоградские художники-графики Александра Овчинникова и Анастасия Харитонова.
«Посещение новой выставки – это всегда полезный опыт, – считает Анастасия. – Происходит рефлексия, и ты получаешь новый творческий стимул – как бы я эту тему раскрыла, что бы перефразировала. Я профессионально занимаюсь графикой, и мне было интересно посмотреть, как говорят художники с помощью этой техники, как используют этот художественный язык».
«Символика, эмоции, вдохновение, которые дарит великий город, – над этим тоже начинаешь задумываться, – размышляет Александра Овчинникова, анализируя черты петербургской художественной школы. – Вероятно, каждый посетитель найдет в работах авторов свой собственный Санкт-Петербург».