Сплав искусства скульптуры с искусством балета – так коротко можно сформулировать идею этой выставки. Организована она Волгоградским музеем изобразительных искусств им. Машкова и коллекционером изделий малой фарфоровой пластики, доктором педагогических наук Инной Бессарабовой. Более 30 фарфоровых статуэток 1950–2000-х годов производства Ленинградского, Дулевского, Дмитровского заводов, Киевского экспериментального керамико-художественного завода и других предприятий бывшего СССР представлено на выставке.
Грации в фарфоре
Это жанровые сюжеты балетного закулисья, портретные образы великих балерин – Галины Улановой, Тамары Карсавиной, Майи Плисецкой, Нины Стуколкиной в сценических костюмах. Есть здесь и сцены из легендарных балетов «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кармен», «Ромео и Джульетта», «Красный мак», «Шахерезада», «Бахчисарайский фонтан». Фарфор, должно быть, лучший материал для того, чтобы создавать скульптурные образы мастеров балета.
В коллекции Инны Бессарабовой без малого 100 фарфоровых статуэток, и около 30 посвящены русскому балету. Их Инна Станиславовна и предоставила музею для проведения выставки.
«Эта выставка – не первый опыт сотрудничества нашего музея с волгоградскими коллекционерами, а также коллекционерами из других городов, – говорит старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Елена Огаркова. – Обычно это собрания произведений графики, живописи. И большая удача, если к нам попадают из частных коллекций уникальные произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства».
Наиболее редкие и дорогостоящие экспонаты в представленной коллекции – это шесть изделий советского скульптора Владимира Сычева, созданные в 1950-е годы. В том числе – статуэтка Галины Улановой, исполняющей партию умирающего лебедя.
«Владимир Сычев – очень известный мастер классической школы скульптуры, – поясняет Елена Огаркова. – Он был необычайно популярен в свое время, тиражи его изделий из фарфора исчислялись многими тысячами. Был у него и балетный цикл».
Родом из детства
Инна Бессарабова – коренная волгоградка. Фарфоровые статуэтки она начала коллекционировать с середины 90-х годов прошлого века. Первые приобретала в антикварных магазинах и на стихийных рынках Волгограда. А почему балет? Как рассказала сама коллекционер, в детстве она серьезно увлекалась хореографией, окончила два отделения детской школы искусств – хореографическое и художественное. На художественном отделении изучала в числе прочих и такой предмет, как «скульптура». Вот это сочетание танца и скульптуры, видимо, и положило начало коллекционированию статуэток на балетную тематику.
«Идея представить мою коллекцию статуэток в музее не моя, а моих коллег, – призналась Инна Бессарабова в беседе. – Одна из них, Елена Евдокимова, познакомившись с моей коллекцией, сказала: «Не хотите поделиться этой красотой с жителями нашего города?». Я согласилась, и сегодня мне очень непривычно видеть те предметы, с которыми вместе я прожила много лет, в совершенно ином окружении. Можно сказать, что здесь, в музее, эти фарфоровые статуэтки обрели новую жизнь».
Чудо коллекционера
С коллекцией, а точнее самой любимой статуэткой – изображением знаменитой русской балерины Тамары Карсавиной, у Инны Станиславовны связана удивительная семейная история. В 1918 году Карсавина покинула Россию, выйдя замуж за британского дипломата, и с той поры проживала и выступала в Великобритании. На выставке можно увидеть ее в роли Зобеиды, жены шаха Шахрияра из балета «Шахерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова. Рядом со статуэткой на стенде – альбом, посвященный творчеству Карсавиной. Здесь же и ее фотография, на которой балерина исполняет танец с факелом, который специально для нее поставил балетмейстер Михаил Фокин. На фото – автограф знаменитой балерины.
«Эта фотография долгое время хранилась в нашей семье, у моей свекрови Ольги Павловны, – рассказывает Инна Бессарабова. – Ко мне она попала года четыре назад. И именно в этот же день я получила посылку с фарфоровой статуэткой, изображающей Карсавину. Разве это не чудо?!».
Выставка «Русский балет. Фарфор из частного собрания» будет работать в Волгоградском музее изобразительных искусств им. Машкова вплоть до 27 мая.