Персональную выставку волгоградского художника Георгия Матевосяна «Я почти рядом» сегодня, 19 января, представил публике музей им. Машкова. Событие посвящено юбилею автора. В экспозицию вошло более 60 картин.
Видео дня
Первый в наступившем 2024 году музейный вернисаж собрал много гостей. Георгия Матевосяна пришли поздравить его друзья и поклонники. Это уже 8-я по счету его персональная выставка в музее. Причем большая часть из показанных сегодня картин широкой публике еще не демонстрировалась, т. к. написана в течение 5 лет, прошедших с последней выставки. И, конечно, это лишь малая толика того, что художник создал за полвека своего творческого пути.
«Мне недавно исполнилось 75 лет, и выставка – мой новый отчет о сделанном. Я очень рад, что она проходит в этом музее, в том самом зале, который я любил и посещал с детства, – говорит Георгий Матевосян. – Самая любимая моя картина? Как я часто повторяю, это пустой холст, на котором ты волен изобразить все что угодно, массу фантазий, которые до сих пор в моей голове. Невзирая на почтенный возраст, я до сих пор учусь. Даже у детишек, которые посещают мою студию».
Название выставке дала одноименная картина «Я почти рядом» (2008). Как рассказал Георгий Грантович, он изобразил приближающуюся землю, увиденную им с большой высоты – из кабины самолета во время приземления. Благодаря своим друзьям-летчикам он попал на рабочее место пилотов во время рейса из Когалыма в Москву. Зрелище распахнутой внизу земли и внезапно появившихся из вечерней мглы мерцающих огоньков оказалось настолько потрясающим, что потом было перенесено на холст.
«Название выставки выбрал сам художник. Для него она является этапной. Причем мотив приближения можно интерпретировать по-разному, – рассуждает Фатима Нагой, куратор выставки, кандидат философских наук. – Тут и стремление к творческому познанию себя и красоты мира, и своеобразный диалог художника и его картины со зрителем. Творческий процесс – это всегда поиск. Это всегда вечное приближение к ускользающей истине, желание приблизить незримое, показать трудноуловимое».
Кажется, Георгий Матевосян в своих картинах отправляет зрителя в путешествие по фантастическим дорогам. Загадочные ландшафты этих пейзажей, воздушные замки и парящие облака порой заставляют думать о бескрайнем космосе и далеких планетах. Но возможно, это космос человеческой души. И это попытка изобразить мечту, музыку мыслей и чувств, ритм своего сердца. А зрителю ничего не остается, как уходить в астрал, созерцая эти пейзажи сознания.
«Воздух, свечение, вода, земля и, казалось бы, несовместимые теплые и холодные оттенки присутствуют в каждой моей картине», – комментирует автор.
В этой жизни, где все предельно конкретно и жестко, художник весь в свободном парении. И на короткий миг зритель попадает в особое волшебное пространство с парящими городами и деревьями, лестницами в небеса.
«Его картины какие-то необыкновенные, прозрачные, излучают добро, покой, тишину, – восхищается волгоградка Людмила Найдис. – Чувствуется, что автор делится с нами своей сокровенной жизненной философией. Мне очень нравится».
Георгий Матевосян – уроженец Баку, где он появился на свет в 1948 году. Однако своим родным городом он считает Волгоград, куда его семья переехала в 1960-х годах. Рисовать он полюбил еще мальчиком. А после школы поступил на архитектурный факультет волгоградского «горхоза», где попал в руки замечательных педагогов-мастеров.
Затем молодой специалист трудился архитектором в Норильске. Возвратившись в Волгоград, работал в проектном институте, был дизайнером мастерских художественного фонда. Тогда же он начал успешно заниматься ювелирным делом. Кстати, на крупном форуме ювелирного искусства «Ювелир-Экспо» в 2000-е его работа была отмечена престижным дипломом I степени. Как живописец Матевосян принимал активное участие во всероссийских и международных выставках.
Волгоградцы знают Георгия Матевосяна и как художника-постановщика театральных спектаклей. С его сценографией идут опера «Князь Игорь», балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и другие постановки.
«Мне несказанно повезло попасть в театр. Там пригодились мои навыки, познания в архитектуре и живописи, чувство объема, пространства, перспективы и цвета, – комментирует Матевосян. – Нашел себя в театре и не жалею».
Добавим, что выставка «Я почти рядом» продолжится в главном здании музея до начала марта.