Башкирский государственный театр кукол предложил зрителям новое прочтение сказки Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева".

Профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института Эльмира Куриленко решила поставить спектакль в стилистике северной сказки-симфонии с элементами суровой скандинавской мифологии, где Снежная королева — дева смерти, забирающая жизни. Визуально это еще и балет — куклы порхают на сцене, в то время как повествование ведется от лица артистов (Бабушка и повзрослевший Кай), выступающих в живом плане.
В основе спектакля — сокращенный оригинал знаменитого произведения датского сказочника, в котором звучит сильный религиозный мотив. Дети — Герда и Кай поют псалом "Розы цветут… Красота, красота/Скоро узрим мы младенца Христа". Бабушка читает Евангелие. В схватке со Снежной королевой Герде (в этой сцене куклу заменяет актриса) помогают ангелы. Дети выращивают розы, а этот цветок в христианстве символизирует не только чистоту и любовь, но и мученичество, а также воскресение и новую жизнь.
Мотив разбитого дьявольского зеркала, осколки которого попадают в сердца и глаза людей, заставляя видеть мир в негативе, находит воплощение во внешнем облике персонажей. Снежная королева, которую (во многом благодаря классическому мультфильму 1957 года) несколько поколений зрителей представляли как неприступную красавицу, здесь — страшное чудище, как и остальные персонажи из мира, противостоящего Герде. В "нормальном" обличье выступают лишь сама Герда, Кай и животные — Ворон и Северный олень.
Куклы очень сложные. Недаром на поклон к публике выходят около двух десятков исполнителей. И это не удивительно, ведь водить таких сложных кукол, которых изготовили для спектакля, приходится не одному, а нескольким артистам.
Спектакль делает сказкой не только сюжет, но и художественное оформление. Для этого художник-постановщик — главный художник театра кукол Светлана Степанова использовала возможности видеопроекции: публика попадает то в уютный датский городок, то в заснеженные выси царства Снежной королевы, то в волшебный сад, хозяйка которого пытается заворожить сладкими речами, а сама предстает в образе хищного растения — Венериной мухоловки, то в пещере разбойников. Смена визуальных декораций (художник по свету Елена Древалева, Большой театр России) буквально завораживает и порой даже вызывает ощущение перемещения в пространстве.
Усиливает этот эффект музыка, которую смело можно назвать самостоятельным произведением, а не "саундтреком" к спектаклю. Композитор Юлия Пискунова в музыкальной форме соединила основные мотивы постановки: в ней слышится и затрагивающий душу хорал, и симфония с ее полифоничностью и широтой.
Если у Андерсена Герда спасает Кая, и мы финале видим их повзрослевшими, то в уфимском варианте она жертвует собой. В заключительной картине Бабушка вешает на ветку дерева кувшин, из которого Герда поливала цветы, а Кай — ее красные башмачки. И они уходят, беспрестанно оглядываясь…
— Путешествие Герды после реки — это не реальный, а загробный мир, в который девочке пришлось попасть, чтобы вызволить своего названного брата Кая. Она проходит его и встречается со Снежной королевой. Их противостояние: это пламя и лед, Бог и дьявол, сочувствие и бесчувствие. Они сойдутся, и лед — Снежная королева — исчезнет, а Герда умрет, обе превратятся в пар, — объясняет Эльмира Куриленко.
Режиссер считает, что разговор о смерти важен. Рано или поздно дети должны получить понятие о том, что жизнь конечна и нужно прожить ее в свете, а не во тьме, не боясь смерти. Но к такому разговору должны быть готовы и родители — спектакль, имеющий возрастной ценз 12+, предназначен для семейного просмотра.