С начала учебного года Тюмень оказалась не готова обслуживать резко увеличившуюся армию пассажиров общественного транспорта. Только за два первых учебных дня областная прокуратура зафиксировала 71 факт отклонения от графика движения рейсов на шести маршрутах, которые доставляют горожан из дальних микрорайонов. Люди томились в ожидании свободных автобусов по часу, порой машины даже не останавливались, так как были переполнены. На жалобы тюменцев уже отреагировал заместитель генпрокурора России Сергей Зайцев, поручив местной администрации в кратчайший срок решить проблему.
Главная причина задержек автобусов и маршруток, по словам гендиректора ПАТП № 1 Романа Шулепова, — нехватка водителей, повлиять на которую за счет перераспределения кадров не получается. Городу, признался он, не хватает порядка 400 специалистов, большая часть из которых — это именно сотрудники линейной службы, шоферы и кондукторы, формирующие экипажи. Из-за чего они уходят на другие рабочие места, тоже не секрет — ищут более комфортные условия и высокую зарплату. Нынешняя в среднем составляет около 60 тысяч рублей, а режим труда ясно какой — от рассвета до заката. Чтобы получать на 20 тысяч больше, работать надо сверхурочно.
Но решать проблему в любом случае нужно, и глава Тюмени Максим Афанасьев уже анонсировал несколько мер, призванных изменить ситуацию.
— Водитель — самая востребованная профессия в Тюмени. Когда есть спрос, надо устанавливать конкурентные условия, в данном случае подтягивать оплату труда к рынку, — заявил мэр.
В сентябре предполагается увеличить зарплату шоферской касте на 49 процентов и каждый год индексировать ее. Иногородним будут предоставлять муниципальное жилье (на него могут рассчитывать те, кто работает в пассажирских компаниях, принадлежащих городу, — таких всего пять). А предприятиям, сотрудники которых хотят пройти обучение, будут выплачивать субсидию из городского бюджета.
Хотя руководитель ПАТП № 1 отметил, что автобусов, в отличие от шоферов, областному центру вполне хватает, администрация до конца года намерена закупить еще 225 единиц большого и сверхбольшого классов, чтобы заменить маломестные маршрутки. В новом транспорте появятся валидаторы, которые все никак не могут прижиться в Тюмени. Также на городские рейсы переведут десяток больших машин с дачных маршрутов, где сезон уже завершается, а на остановках разместят QR-коды для отслеживания нужных рейсов.