В Театре на Садовой (прежнее название — "Приют комедианта") выпустили спектакль "Женитьба, или Последний пункт одиночества", драматическую комедию по мотивам пьесы Николая Гоголя. Текст и режиссура — Андрей Прикотенко. Пространство и костюмы — Ольга Шаишмелашвили.
"Санкт-Петербург, наши дни. Гафа — хозяйка салона аренды свадебных платьев и пошива мужских костюмов, которой не очень везет в любви, решает, что ей пора выйти замуж. Ее бойкая и изобретательная коллега Фекла, более удачливая в вопросах брака, хочет помочь подруге устроить личную жизнь. Но из окружающих мужчин — только портной, замкнутый мизантроп, и посетители салона — "женихи", один за другим приходящие сшить себе идеальный костюм", — говорится в релизе. Кто-то, прочитав этот анонс, скажет: опять исковеркали классику.
На сцене всего три актера. Хотя мы помним, что у Гоголя только мужских ролей несколько — Подколесин, его слуга, четыре жениха. Да еще невеста, ее тетка, сваха… Агафья Тихоновна Купердягина в первоисточнике — невеста 26 лет, героине спектакля Гафе — 36, она "в поиске серьезных отношений". У Гоголя — четыре жениха (и сначала он хотел назвать пьесу "Женихи"), здесь — пять.
Ровно три года назад Андрей Прикотенко поставил в этом театре драму "Серотонин" по роману Мишеля Уэльбека с Иваном Волковым в главной роли. Очень понравившийся многим спектакль "о скитании героя нашего времени", отмеченный "масками" и "софитами".
Как признался режиссер, идея нового спектакля связана со спектаклем "Серотонин": "Можно ведь взглянуть на "Женитьбу" Гоголя сквозь тему женского одиночества и поиска счастья. На стыке тем человеческого одиночества и возникает связь с "Серотонином". "Серотонин" — спектакль о мужском одиночестве, "Женитьба" — его зеркальное отражение".
"Женитьба". Чудовищно или великолепно?
Пьесу Гоголя "Женитьба", "совершенно невероятное событие", называют одной из первых русских "бытовых комедий нравов", посвященных казусам жизни простых обывателей. Театры ставят ее часто.
По-разному оценили премьеру Прикотенко профессиональные критики и простые зрители. Вот, скажем, профи о спектакле: "Чудовищно"; "Не впечатлилась, мне было скучно, монотонно, пустовато". А вот какие отзывы оставляют зрители: "Это лучший для меня спектакль за 2024 год!"; "Умный, чувственный и такой пронзительный. Спасибо"; "Поздравляю с успешной премьерой! Это было здорово, смешно и грустно, но очень актуально".
На мой вопрос: "Почему вы решили осовременить текст Гоголя, написать свой? Перенести действие в наши дни, придумать совсем другую историю, свою?" режиссер ответил: "Искать в этом спектакле Гоголя так же сложно, как искать в нем же Шекспира, Чехова и Софокла. Эти поиски могут закончиться только дурными снами. Я предлагаю "остыть" и взглянуть на этот спектакль как на самостоятельное высказывание о сегодняшнем дне".
Слово — актерам
Для Марии Лысюк (Гафа), актрисы "Балтийского дома", и Игоря Мосюка, актера Александринского театра, это первый спектакль в Театре на Садовой. И новые работы здесь для заслуженной артистки Санкт-Петербурга Натальи Парашкиной и заслуженной артистки России Татьяны Полонской (обе играют Феклу, в очередь).
Как репетировали?
Игорь Мосюк: Сидели за столом, разговаривали на заданные темы, режиссер записывал, а потом выдавал нам тексты. Например, он придумал, что хозяйка ателье Агафья, Гафа — это аналог Подколесина, и есть у нее закройщик, и мы импровизировали, как работаем там, о чем говорим. Не только о мужских костюмах и свадебных платьях. А еще и о женском одиночестве, о замужестве Гафы, о рыбалке, которую любит мой герой…Искали аналоги в сегодняшней жизни. В нашем спектакле из пьесы Гоголя взята тема женского и мужского одиночества.
Легко согласились на такую режиссерскую интерпретацию? Ничего не возмутило вас в этом спектакле "по мотивам" пьесы нашего классика?
Игорь Мосюк: Тут все просто: это мой любимый режиссер, и я готов играть у него все что угодно, любую роль. Даже мелочь. А здесь он предложил мне такой царский подарок! Я получил сразу семь ролей: закройщик ателье Степан (такой аналог Степана, слуги Подколесина у Гоголя), врач скорой помощи и пять женихов.
Прикотенко — один из немногих режиссеров, который создает настоящий театр драмы (не шоу, перформанс, мюзикл…), где есть настоящие человеческие отношения.
Вам доводилось прежде играть в "Женитьбе"? Может, в студенчестве?
Игорь Мосюк: Никогда. Участвовал в "Ревизоре" — играл Землянику в спектакле Андрея Прикотенко, который он ставил в Каменноостровском театре (вторая сцена БДТ), это моя единственная роль у Гоголя. Всегда мечтал сыграть Хлестакова…
Интересно судьба складывается. В "Балтийском доме" я играл в двух постановках Андрея Михайловича — "Лерка" и "Тартюф". Потом 10 лет мы не встречались в работе. А после премьеры в "Приюте комедианта" он предложил мне еще и роль в "Обломове", которого будет ставить скоро в Александринском театре.
Мария, а у вас не вызвала отторжения версия Прикотенко?
Мария Лысюк: Андрей Прикотенко — мой самый любимый режиссер, фаворит. Я доверяю ему безоговорочно. В "Балтийском доме" я занята в его спектаклях "Лерка" и "Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко".
Андрей Михайлович предложил нам: давайте почитаем Гоголя, его оригинальный текст, но современным языком и имея в виду себя. Мы, актеры, конечно, доверяем режиссеру, но внутренне-то в сомнениях, тем более это у меня первый опыт — чтобы так совершенно переделать пьесу. В этом спектакле немало историй, связанных с моей личной жизнью. Можно сказать, что это моя в какой-то степени исповедь. Было страшно, но мы шли вперед, до конца. И все-таки пьеса Гоголя — основа. Хотя почти ничего из нее в спектакле нет, казалось бы. У Гоголя Подколесин — главный герой, а мы исследовали женское одиночество.
Меня восхищает, как Прикотенко вытягивает из артиста что-то новое, казалось бы, невидимые черты характера. Я человек внешне грубоватый, резкий, а внутренне — очень ранимая, но всегда прикрывающаяся жесткостью. И он мне часто говорит: "Маша, опять ты полезла на свои рельсы? Выходи, выходи!" И артист начинает расти, вырастают крылья…
Я смотрела спектакль с Феклой -Татьяной Полонской. Говорят, что с Натальей Парашкиной он совсем другой…
Мария Лысюк: Да, две разные партнерши — и два разных спектакля. Наташа — моя подруга, хорошо знает меня. Поэтому чувствует и может воздействовать не только актерски.
С Таней это наша первая работа, и для меня всегда неожиданны новые оценки, взгляды, мы разгадываем друг друга на сцене. Здесь нет предпочтений: мне нравится (или лучше, комфортнее) с этой актрисой играть, или этот спектакль лучше или хуже, вообще это честь иметь в партнершах двух заслуженных артисток.
Дословно
Андрей Прикотенко — о любви и одиночестве
"Все люди одиноки, но каждый человек одинок по-своему".
"У наших героев до свадьбы дело не дошло (у Гоголя, кстати, тоже). Не дошло, потому что сложно найти человека, с которым ты готов идти вместе по жизни. Сделать это практически невозможно".
"Люди так сильно сосредоточились на себе, что практически не замечают никого вокруг. И старое, прекрасное "жить ради другого" рассеялось как дым. А любовь — это когда любишь другого больше, чем себя, но кто и когда последний раз про это говорил?"
"Когда человек скрепляет узами брака свой союз, он перестает быть одинок. До этого момента есть последний миг перед принятием этого решения, когда человек и оказывается в последнем пункте своего одиночества. В нашем спектакле это ателье по пошиву мужского костюма и пошиву и аренде свадебного платья "Gafa Cooperdiagin" на Петроградке".