ЭЛИСТА, 10 февраля. /ТАСС/. Премьера спектакля по повести Александра Пушкина «Станционный смотритель», поставленная в жанре фантасмагории, прошла в Республиканском русском театре драмы и комедии Калмыкии.
«В репертуаре театра есть спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков — Островского, Пушкина, Шекспира, Касона. Обращение к Пушкину в год 225-летия со дня рождения великого поэта, прозаика и драматурга является закономерным. Написанная Пушкиным во время Болдинской осени повесть стала первым произведением русской литературы, открывающим тему «маленького человека». «Станционный смотритель» — эта первая постановка нашего театра в жанре фантасмагории», — рассказала ТАСС художественный руководитель театра, народная артистка Калмыкии Елена Хаптаханова.
История Самсона Вырина и его дочери Дуни — это новый взгляд выпускника театрального института имени Бориса Щукина, режиссера-постановщика Ильи Греднева, приглашенного на эту постановку на произведение классика. Воплотить задуманное ему помогла команда профессионалов театра, в частности, главного художника Павла Корниенко, художника по костюмам Эльвиры Байсхлановой, художника по свету Евгения Медведева, хореографа Ольги Бадрашкиевой. В роли станционного смотрителя — заслуженный артист Калмыкии Владимир Маркин, чей бенефис приурочен к премьере. В роли Дуни — Лада Зубкова, Минского — Сергей Цебеков.
«Эта повесть зацепила меня вопросом: почему Дуня приехала к отцу только спустя три года, какие для этого существовали преграды? Чтобы расширить координаты произведения и ознакомить зрителя с творчеством Пушкина, и был выбран жанр фантасмагории. Были включены отрывки из других произведений поэта, в частности, «Пиковая дама», «Медный всадник», «Египетские ночи» и философской лирики Пушкина. Я попытался дать ответ, а получилось ли — судить зрителю», — сказал Греднев, отвечая на вопрос, чем вызван интерес к самому минорному произведению из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».
Как рассказал ТАСС Корниенко, все происходящее на сцене театра является видениями главного героя — Самсона Вырина. В спектакле команда осознанно ушла от прямых фантасмагорических приемов, которые бы отвлекали от основного действия и пушкинского слова.
«Опустошенность Вырина после ухода Дуни, утрата им нравственных сил выразилась у нас «пустынностью» сценического решения. Искусство театра не требует мощных постановочных решений и спецэффектов, самое сокровенное, самое тайное и самое невыразимое должны уметь сыграть актеры. Вот вам пустая сцена, вот вам скамеечка — взаимодействуйте! И актеры в нашем спектакле взаимодействуют: сплав молодости и опыта», — отметил главный художник театра.
О театре
Образованный в 1991 году из русской труппы Калмыцкого государственного драматического театра имени Б. Басангова (1938 год), Русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия с первых спектаклей сумел завоевать зрительскую любовь и популярность в регионе. Благодаря ежегодному участию в международных и всероссийских фестивалях в российском театральном сообществе сложилось мнение о труппе Русского театра Калмыкии как о неординарном коллективе с большими творческими возможностями. На сегодняшний день в репертуаре театра более 30 спектаклей — классика и современные пьесы.