Экспозиция, открывшаяся в "Каретном сарае", новой выставочной площадке Серпуховского музея, стремится на локальном примере показать, откуда произрастает русский авангард.
Для своего эксперимента группа кураторов, обучающихся в рамках программы Avant-Garde Lab 6, совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда, совместила коллекцию русского авангарда Серпуховского историко-художественного музея, включающую работы Гончаровой, Ларионова, Машкова, Экстер, Бурлюка, Фалька, Розановой, с традициями подмосковного ткачества, столицей которого с XVIII века до начала XXI — времени банкротства местного хлопчатобумажного комбината — был Серпухов. Они же разместили в "Каретном сарае" производство, в котором есть и мастерские, и кладовые, и лаборатории. Мимо этой "проходной" не пройдешь: нежные пастели Гончаровой и Ларионова заводят в "Мастерскую раннего авангарда", здесь ранний Борисов-Мусатов, ранний Бурлюк, пока еще без напластований красок.
В "Кладовой примитива" лубки, деревянные мыкальники, пяльцы, мочесники (короба для хранения пучков льна) соседствуют с косами в руках гончаровских "Косарей". Гончарова не придумывала свои формы, она все это изучала и с этим работала. Концептуальный ход кураторов есть чем проиллюстрировать: "Стрижка овец" и "Бабы с граблями" той же Гончаровой, натюрморты Фалька и Экстер. Ярко, контрастно, нарочито грубо, все это образцы стиля, которые рождают первые аналогии — Гоген, Пикассо, Сезанн…
Кураторы не дают глазу скучать, выставка многоцветна, тут много рифм, форм, фактур и сюжетов, театральные эскизы соседствуют с аппликациями, абстрактные композиции — с пейзажами и художественной керамикой. Наряду с вещами из Серпухова есть и ценные вкрапления из иных коллекций, прежде всего из Екатеринбургского художественного музея: это "Беспредметная композиция" Ольги Розановой (образцовый супрематизм!) и огромный, очень эффектный "Женский портрет с зеркалом" Ильи Машкова…
В 1930-х русский авангард под давлением внешних обстоятельств уходит из выставочных залов в цеха ткацких производств, искусство становится лаконичным, удобным для воспроизводства. И здесь уже разговор не об авангарде, а о зарождении соцреализма и проникновении авангарда и конструктивизма в повседневную жизнь и дизайн.
Провинциальный Серпухов становится промышленным центром, а производимый им текстиль — одним из инструментов агитации: на ткань наносят полезные и нужные рисунки. И в зале "Новый быт" эту тему хорошо иллюстрируют образцы набивной ткани фабрики Серпуховского хлопчатобумажного треста, сделанные по эскизам начала 1930-х с советской символикой. Сразу вспоминается Маяковский: "…И мне с эмблемами платья, без серпа и молота не покажешься в свете!"
Что ж, в школе кураторов Avant-Garde Lab 6 хорошо помнят советскую классику.
"Фабрика авангарда. Выкройка нового мира", Серпуховский историко-художественный музей, до 18 мая