В Русском музее открылась грандиозная выставка "Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения". Экспозиция объединила 120 самых знаменитых полотен художника, которые привезли из 11 музеев, в том числе из Третьяковской галереи, Дома-музея Васнецова и Вятского художественного музея.
Образы Аленушки, Ивана-Царевича, Баяна кисти Васнецова знакомы каждому человеку с детства. Живописец первым обратился к фольклорным мотивам и продолжал всю жизнь изображать героев сказок и былин, невзирая на непонимание коллег и публики, предпочитающих картины бытового реализма. Неудивительно, что представление искусства Виктора Васнецова в стенах Русского музея и начинается именно с народных эпических полотен.
Отдельное место в творчестве живописца занимала богатырская тема. Вот одна из самых известных картин — "После побоища Игоря Святославича с половцами", написанная по сюжету "Слова о полку Игореве". Для изображения Васнецов выбрал самый драматичный момент — гибель дружины Игоря. Даже поверженные в битве русичи будто не утратили ни внешней крепкости, ни стати: художник написал их словно спящими. И в этом — его восхищение подвигом и доблестью русских витязей.
Картину приобрел Павел Третьяков, хотя и не был ею совсем уж доволен. Известному коллекционеру казалось, что для изображения наступающей ночи художник выбрал слишком пестрый колорит. Прав меценат или художник — вечный спор.
Центральным произведением выставки, разумеется, стали легендарные "Богатыри". Шедевр впервые покинул стены Третьяковской галереи, чтобы петербуржцы смогли взглянуть на него воочию. Живописец задумывал картину как отражение трех ипостасей русского характера. Стражи в кольчугах внимательно вглядываются вдаль — нет ли на горизонте врага, не обижают ли кого?
Кажется, каждый школьник должен помнить. В центре — Илья Муромец на крепком вороном коне. Его взгляд суров, а в фигуре читается мощь и дюжая сила. Оружие богатыря — громоздкое тяжелое копье — тоже подкрепляет характер героя. Слева от Муромца на белом коне Добрыня Никитич, в лице которого можно узнать черты самого автора полотна. Это единственный богатырь с золотым крестом. Справа от Муромца Алеша Попович — молодой витязь, отличающийся особой смекалкой и находчивостью.
Васнецов кропотливо создавал "Богатырей" 20 лет. И экспозиция демонстрирует не только сам шедевр, но и некоторые этапы подготовки к его созданию. Например, этюд кольчуги Муромца, первый эскиз, намеченный графитным карандашом, и первый эскиз маслом на картоне.
Некоторые былинно-эпические полотна кажутся напоминающими современные "фэнтези" — например, "Бой скифов со славянами". Васнецов допускает вроде бы историческую неточность. Ведь в конце ХIХ века еще не было известно, что скифы жили на несколько сотен лет раньше появившихся здесь славян. Эти черты сюжетного вымысла постепенно подводят посетителя экспозиции к сказочным полотнам.
Среди картин с фольклорными мотивами есть и шедевры, которых петербургская публика еще не видела. Например, некоторые произведения цикла "Поэма семи сказок" — многофигурная картина "Царевна-Несмеяна" и полотно "Царевна-лягушка". В этом же зале и первый сказочно-меланхолический сюжет Васнецова: "Аленушка". Тут же и схожий по характеру "Иван-Царевич на Сером Волке", которого одобрили когда-то строгие коллеги-передвижники.
И все же Васнецов — не просто сказочник и выдумщик: он все же был и настоящим мастером-реалистом. Его жанровую живопись очень ценили современники, называя художника "искателем типичности". За границей живописец создал свою самую крупную жанровую картину "Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)", увидев в балаганном представлении сходство с народными гуляниями в родной своей Вятской (ныне Кировской) области.
Среди ярчайших документальных зарисовок художника — полотно "Нищие-певцы (Богомольцы)" . Рядом размещены и искусно выполненные гравюры, часто изображающие трогательные сценки с детьми.
Для современников художник Виктор Васнецов был, кроме прочего, и монументалистом, сумевшим возродить старинную церковную роспись. Его религиозной живописи посвящен отдельный зал. Главным шедевром Васнецова считались росписи Владимирского собора в Киеве, над которыми он работал больше 10 лет. Эскизы росписей храма утверждал лично император Александр III.
И Васнецов тогда стал получать многочисленные заказы — среди них и эскизы мозаик для храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге.
Завершает грандиозную экспозицию "Ковер-самолет", прилетевший из Нижегородского художественного музея. Когда-то публика пришла в недоумение: зачем серьезному художнику такие вот фантазии — пусть даже и фольклорные сюжеты он изображал реалистически. Но… Столько лет прошло, а мы по-прежнему выходим из музея, после этой васнецовской выставки, будто только что сошли с ковра-самолета — и не избавимся никак от ощущения полета.