В Русском музее открылась грандиозная выставка "Великий Карл" — к 225‑летию со дня рождения художника Карла Брюллова. Великим его еще при жизни признали современники, с сегодняшнего дня в этом может убедиться любой желающий.
Три сотни работ разместили в стенах Михайловского дворца. Обычно временные выставки Русский музей проводит в корпусе Бенуа — но не в этот раз. Туда выставка "Великий Карл" просто не поместилась бы. Самый масштабный экспонат — громадный фрагмент плафона "Богоматерь во славе в окружении святых" из Исаакиевского собора, размером примерно 12 на 12 метров. Чтобы зрители смогли рассмотреть его во всех деталях, холст установили на специальном подрамнике под наклоном, а для зрителей соорудили приподнятую над уровнем пола смотровую площадку. В этом же зале — уникальные авторские подготовительные материалы к другим росписям храма. Брюллов с огромным воодушевлением относился к этой работе, но только что возведенный Исаакиевский собор еще был сыроват — во всех смыслах. Брюллов простудился, попросил его освободить от обязательств по контракту, уехал лечиться в столь любимую им Италию и там умер.
Всего на выставке представлено около трехсот произведений Брюллова, и все это — шедевры первого уровня, подчеркнула генеральный директор музея Алла Манилова. Конечно, представлены "Итальянский полдень", "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией", "Портрет сестер Шишмаревых", "Всадница". Экспозиция сформирована в хронологическом порядке, но два брюлловских шедевра удостоены специальных мест. Это, разумеется, масштабное историческое полотно "Последний день Помпеи", которое специально к юбилею автора было отреставрировано. Картина с момента рождения много путешествовала, выставлялась сначала в Италии, затем в петербургской Академии художеств, неизменно производила фурор, но в Русский музей попала только через 64 года после написания.
— Реставраторы удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака, покрыли лицевую сторону слоем нового лака, провели тонировку утрат и потертостей, покрыли финальным слоем лака лицевую поверхность, — рассказали в музее.
Происходило это все, кстати, на глазах у зрителей. Зал № 86 корпуса Бенуа временно превратили в реставрационную мастерскую, и посетители Русского музея через стеклянную перегородку своими глазами могли наблюдать за кропотливой и тщательной работой реставраторов.
Архитектура выставочного зала выстроена таким образом, чтобы зритель, подходя к "Помпеям", не видел других работ по сторонам. Свежесть красок и проработка деталей, которые мы снова видим такими, какими их создал автор — поразительна. За время бытования картины они частично скрылись под слоем грязи и дополнительными слоями лака. Теперь реставраторы сняли позднейшие наслоения — и она буквально сияет недобрым багровым светом: Помпеи гибнут.
Светится и еще одно полотно Брюллова — "Христос во гробе". Эта работа выставляется в России впервые за последние сто лет. Она была написана для домашней церкви графа Николая Адлерберга, причем Брюллов сам поместил ее под толстенное стекло в металлической раме, в которой она сейчас и экспонируется — в отдельном небольшом зале. Использованный художником прием транспарентности — прозрачности — предполагал, что картина должна подсвечиваться с изнанки, как бы излучая божественный свет. Выйдя в отставку после смерти Александра Второго, Адлерберг забрал ее с собой в Германию. В 2003 году полотно купил коллекционер Александр Певзнер и привез в Россию. Как рассказал заместитель генерального директора по научной работе и куратор выставки Григорий Голдовский, Певзнер вел с музеем переговоры о продаже "Христа во гробе" и стороны даже пришли к соглашению. Однако затем выяснилось, что картина ввезена в РФ с нарушениями, она была конфискована, и оспорить это решение коллекционер не смог, дойдя даже до самого Конституционного суда РФ. Сейчас "Христос во гробе" включен в Государственный музейный фонд РФ.
— Весит невероятно, ее с трудом несли восемь человек, — рассказал куратор. — В Русском музе она находится уже около десяти лет, и мы не видим изменений в ее сохранности. Тем не менее планируется вскрыть стеклянный саркофаг и изучить состояние полотна, а затем, возможно, и реставрировать.
Интереснейшая часть выставки — рисунки. Как отмечает Голдовский — а он крупнейший специалист по творчеству Брюллова в России, а значит и в мире, — рисунок как самостоятельный вид изобразительного искусства начался именно с Брюллова. Исследователи его творчества отмечали, что именно он "…прививает в русском обществе культуру рисунка как самоценного произведения". Совершенно ошеломительное впечатление производят рисунки к росписи интерьеров творения Огюста Монферрана — огромные карандашные "портреты" апостолов. Но еще более впечатляют живописные портреты кисти Брюллова — и хочется перефразировать Тютчева: "Не слепок, не бездушный лик… В них есть душа, в них есть свобода, В них есть любовь, в них есть язык…" Значительную часть портретов Брюллов писал не на заказ, а по собственному выбору, вдохновляясь моделью. Критик Виссарион Белинский отмечал, что художник умел передать "не одно внешнее сходство, а всю душу оригинала".
Интересна в этом смысле часть выставки, где размещены сразу три автопортрета Брюллова: два выполнены им самим в 1848 и 1849 годах, а один — копия кисти ученика художника, исправленный и пройденный наставником. Эти работы относятся к позднему петербургскому периоду Брюллова.
"Последний автопортрет написан в Петербурге после многомесячной изнурительной болезни. Когда Брюллову позволили подняться с постели, он попросил дать ему краски, картон и приказал никого к нему не пускать. Позже художник утверждал, что написал свой автопортрет за два часа, а его друг Лев Жемчужников вспоминал, что это произошло за 45 минут, — рассказывается на сайте Третьяковской галереи. — Облик художника, его прическа с бородкой-эспаньолкой, черная блуза напоминают внешность любимых мастеров Брюллова — Рубенса и Ван Дейка. Автопортретом Ван Дейка, который хранится в собрании Эрмитажа, навеян и мотив поникшей руки. Необычная форма холста с полукруглым завершением также отсылает к старинным картинам и алтарным образам".
Брюллову мы обязаны тем, что знаем облик Василия Жуковского, Ивана Крылова, Алексея Толстого.
— Его портреты отличаются прежде всего неким персонифицированным началом, — отмечает куратор выставки. — Художник всегда — за каждым персонажем, в каких бы обстоятельствах, в какой бы обстановке он ни изображался — видел человеческую историю.
Он также создал портрет прибывшей в Петербург графини Самойловой, которая была его музой и натурщицей, благоволила ему в Италии, с воспитанницей Амацилией Пачини. Эта картина сейчас более известна под названием "Маскарад", но черты графини есть и в облике героинь "Последнего дня Помпеи". Она — мать, которая прижала к себе своих дочерей, девушка с кувшином на голове и лежащая женщина в центре картины.
Выставка "Великий Карл" сформирована на основе собрания Русского музея, где хранится самая крупная часть его творческого наследия. Но ее помогали создавать другие музеи — прежде всего Третьяковка, но также музеи Нижнего Новгорода, Твери, Костромы, Самары, дворцовых пригородов Петербурга, Национальный музей Республики Беларусь, частные коллекционеры. Так, картина "Дети Витгенштейна с няней-итальянкой, купающиеся в лесном водоеме" — новый обретенный шедевр художника. Григорий Голдовский видел ее в начале 2010‑х годов в частной коллекции в Германии и в состоянии, угрожающем сохранности, но тогда владелец отказался продавать шедевр Русскому музею. Сегодня она отреставрирована и в новейшей истории нашей страны выставляется впервые, поскольку принадлежит московскому коллекционеру.
— Сейчас объявилось еще одно произведение Брюллова, считавшееся исчезнувшим, — это портрет семейства Моретти, оно находится в Милане, — рассказал Голдовский. — Но вот его пока не удалось получить. Даст бог, к 250‑летнему юбилею и это произведение окажется в России, как и все наследие Великого Карла.
Генеральным спонсором выставки стал ВТБ. Это одно из крупнейших событий за более чем 20‑летнюю историю сотрудничества банка и Русского музея. Только в этом году при поддержке ВТБ в рамках собственной целевой программы банка "Культурная страна" удалось реализовать еще два масштабных проекта.
— Мы приняли участие в проведении праздника "День Летнего сада" и в организации выставочного проекта в Михайловском замке "Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны", а всего за годы партнерства на нашем счету 25 масштабных мероприятий. Кроме выставочных проектов мы помогли создать открытый фонд скульптуры и нумизматический кабинет Русского музея, — рассказал на открытии выставки старший вице-президент ВТБ Юрий Левченко. — Выставка "Великий Карл" — событие в сфере культуры грандиозное, масштаб не только общероссийский — мировой. Мы рады быть причастными к этому празднику для всех любителей искусства, среди которых и наши клиенты.
Выставка в Русском музее будет работать полгода, а затем отправится в Москву, в Третьяковскую галерею.
— По вдохновению, по уровню самоотдачи, по профессионализму, да, если хотите, и по технологической грамотности второго Брюллова нет, — добавил Григорий Голдовский. — Поэтому я просто счастлив, что мы ухитрились сделать такую объемную выставку, достойную Великого Карла. Наслаждайтесь.
Кстати
Брюллов стал родоначальником направления в живописи, которое называется non finito — итал. "незаконченное".
— Мы не найдем практически ни одного произведения, которое было бы до конца завершенным, — поясняет Григорий Голдовский. — И в этом тоже особенность великого живописца, потому что он эмоционально высказывался, доводил свое произведение до крайней степени содержательной и эмоциональной поразительности. А детали, мелочи, занавес — все это, оказывается, не так важно.