Общество

В Русском музее открылась выставка к 225-летию со дня рождения Брюллова

В Русском музее открылась грандиозная выставка "Великий Карл" — к 225‑летию со дня рождения художника Карла Брюллова. Великим его еще при жизни признали современники, с сегодняшнего дня в этом может убедиться любой желающий.

В Русском музее открылась выставка к 225-летию со дня рождения Брюллова
© Российская Газета

Три сотни работ разместили в стенах Михайловского дворца. Обычно временные выставки Русский музей проводит в корпусе Бенуа — но не в этот раз. Туда выставка "Великий Карл" просто не поместилась бы. Самый масштабный экспонат — громадный фрагмент плафона "Богоматерь во славе в окружении святых" из Исаакиевского собора, размером примерно 12 на 12 метров. Чтобы зрители смогли рассмотреть его во всех деталях, холст установили на специальном подрамнике под наклоном, а для зрителей соорудили приподнятую над уровнем пола смотровую площадку. В этом же зале — уникальные авторские подготовительные материалы к другим росписям храма. Брюллов с огромным воодушевлением относился к этой работе, но только что возведенный Исаакиевский собор еще был сыроват — во всех смыслах. Брюллов простудился, попросил его освободить от обязательств по контракту, уехал лечиться в столь любимую им Италию и там умер.

Всего на выставке представлено около трехсот произведений Брюллова, и все это — шедевры первого уровня, подчеркнула генеральный директор музея Алла Манилова. Конечно, представлены "Итальянский полдень", "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией", "Портрет сестер Шишмаревых", "Всадница". Экспозиция сформирована в хронологическом порядке, но два брюлловских шедевра удостоены специальных мест. Это, разумеется, масштабное историческое полотно "Последний день Помпеи", которое специально к юбилею автора было отреставрировано. Картина с момента рождения много путешествовала, выставлялась сначала в Италии, затем в петербургской Академии художеств, неизменно производила фурор, но в Русский музей попала только через 64 года после написания.

— Реставраторы удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака, покрыли лицевую сторону слоем нового лака, провели тонировку утрат и потертостей, покрыли финальным слоем лака лицевую поверхность, — рассказали в музее.

Происходило это все, кстати, на глазах у зрителей. Зал № 86 корпуса Бенуа временно превратили в реставрационную мастерскую, и посетители Русского музея через стеклянную перегородку своими глазами могли наблюдать за кропотливой и тщательной работой реставраторов.

Архитектура выставочного зала выстроена таким образом, чтобы зритель, подходя к "Помпеям", не видел других работ по сторонам. Свежесть красок и проработка деталей, которые мы снова видим такими, какими их создал автор — поразительна. За время бытования картины они частично скрылись под слоем грязи и дополнительными слоями лака. Теперь реставраторы сняли позднейшие наслоения — и она буквально сияет недобрым багровым светом: Помпеи гибнут.

Светится и еще одно полотно Брюллова — "Христос во гробе". Эта работа выставляется в России впервые за последние сто лет. Она была написана для домашней церкви графа Николая Адлерберга, причем Брюллов сам поместил ее под толстенное стекло в металлической раме, в которой она сейчас и экспонируется — в отдельном небольшом зале. Использованный художником прием транспарентности — прозрачности — предполагал, что картина должна подсвечиваться с изнанки, как бы излучая божественный свет. Выйдя в отставку после смерти Александра Второго, Адлерберг забрал ее с собой в Германию. В 2003 году полотно купил коллекционер Александр Певзнер и привез в Россию. Как рассказал заместитель генерального директора по научной работе и куратор выставки Григорий Голдовский, Певзнер вел с музеем переговоры о продаже "Христа во гробе" и стороны даже пришли к соглашению. Однако затем выяснилось, что картина ввезена в РФ с нарушениями, она была конфискована, и оспорить это решение коллекционер не смог, дойдя даже до самого Конституционного суда РФ. Сейчас "Христос во гробе" включен в Государственный музейный фонд РФ.

— Весит невероятно, ее с трудом несли восемь человек, — рассказал куратор. — В Русском музе она находится уже около десяти лет, и мы не видим изменений в ее сохранности. Тем не менее планируется вскрыть стеклянный саркофаг и изучить состояние полотна, а затем, возможно, и реставрировать.

Интереснейшая часть выставки — рисунки. Как отмечает Голдовский — а он крупнейший специалист по творчеству Брюллова в России, а значит и в мире, — рисунок как самостоятельный вид изобразительного искусства начался именно с Брюллова. Исследователи его творчества отмечали, что именно он "…прививает в русском обществе культуру рисунка как самоценного произведения". Совершенно ошеломительное впечатление производят рисунки к росписи интерьеров творения Огюста Монферрана — огромные карандашные "портреты" апостолов. Но еще более впечатляют живописные портреты кисти Брюллова — и хочется перефразировать Тютчева: "Не слепок, не бездушный лик… В них есть душа, в них есть свобода, В них есть любовь, в них есть язык…" Значительную часть портретов Брюллов писал не на заказ, а по собственному выбору, вдохновляясь моделью. Критик Виссарион Белинский отмечал, что художник умел передать "не одно внешнее сходство, а всю душу оригинала".

Интересна в этом смысле часть выставки, где размещены сразу три автопортрета Брюллова: два выполнены им самим в 1848 и 1849 годах, а один — копия кисти ученика художника, исправленный и пройденный наставником. Эти работы относятся к позднему петербургскому периоду Брюллова.

"Последний автопортрет написан в Петербурге после многомесячной изнурительной болезни. Когда Брюллову позволили подняться с постели, он попросил дать ему краски, картон и приказал никого к нему не пускать. Позже художник утверждал, что написал свой автопортрет за два часа, а его друг Лев Жемчужников вспоминал, что это произошло за 45 минут, — рассказывается на сайте Третьяковской галереи. — Облик художника, его прическа с бородкой-эспаньолкой, черная блуза напоминают внешность любимых мастеров Брюллова — Рубенса и Ван Дейка. Автопортретом Ван Дейка, который хранится в собрании Эрмитажа, навеян и мотив поникшей руки. Необычная форма холста с полукруглым завершением также отсылает к старинным картинам и алтарным образам".

Брюллову мы обязаны тем, что знаем облик Василия Жуковского, Ивана Крылова, Алексея Толстого.

— Его портреты отличаются прежде всего неким персонифицированным началом, — отмечает куратор выставки. — Художник всегда — за каждым персонажем, в каких бы обстоятельствах, в какой бы обстановке он ни изображался — видел человеческую историю.

Он также создал портрет прибывшей в Петербург графини Самойловой, которая была его музой и натурщицей, благоволила ему в Италии, с воспитанницей Амацилией Пачини. Эта картина сейчас более известна под названием "Маскарад", но черты графини есть и в облике героинь "Последнего дня Помпеи". Она — мать, которая прижала к себе своих дочерей, девушка с кувшином на голове и лежащая женщина в центре картины.

Выставка "Великий Карл" сформирована на основе собрания Русского музея, где хранится самая крупная часть его творческого наследия. Но ее помогали создавать другие музеи — прежде всего Третьяковка, но также музеи Нижнего Новгорода, Твери, Костромы, Самары, дворцовых пригородов Петербурга, Национальный музей Республики Беларусь, частные коллекционеры. Так, картина "Дети Витгенштейна с няней-итальянкой, купающиеся в лесном водоеме" — новый обретенный шедевр художника. Григорий Голдовский видел ее в начале 2010‑х годов в частной коллекции в Германии и в состоянии, угрожающем сохранности, но тогда владелец отказался продавать шедевр Русскому музею. Сегодня она отреставрирована и в новейшей истории нашей страны выставляется впервые, поскольку принадлежит московскому коллекционеру.

— Сейчас объявилось еще одно произведение Брюллова, считавшееся исчезнувшим, — это портрет семейства Моретти, оно находится в Милане, — рассказал Голдовский. — Но вот его пока не удалось получить. Даст бог, к 250‑летнему юбилею и это произведение окажется в России, как и все наследие Великого Карла.

Генеральным спонсором выставки стал ВТБ. Это одно из крупнейших событий за более чем 20‑летнюю историю сотрудничества банка и Русского музея. Только в этом году при поддержке ВТБ в рамках собственной целевой программы банка "Культурная страна" удалось реализовать еще два масштабных проекта.

— Мы приняли участие в проведении праздника "День Летнего сада" и в организации выставочного проекта в Михайловском замке "Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны", а всего за годы партнерства на нашем счету 25 масштабных мероприятий. Кроме выставочных проектов мы помогли создать открытый фонд скульптуры и нумизматический кабинет Русского музея, — рассказал на открытии выставки старший вице-президент ВТБ Юрий Левченко. — Выставка "Великий Карл" — событие в сфере культуры грандиозное, масштаб не только общероссийский — мировой. Мы рады быть причастными к этому празднику для всех любителей искусства, среди которых и наши клиенты.

Выставка в Русском музее будет работать полгода, а затем отправится в Москву, в Третьяковскую галерею.

— По вдохновению, по уровню самоотдачи, по профессионализму, да, если хотите, и по технологической грамотности второго Брюллова нет, — добавил Григорий Голдовский. — Поэтому я просто счастлив, что мы ухитрились сделать такую объемную выставку, достойную Великого Карла. Наслаждайтесь.

Кстати

Брюллов стал родоначальником направления в живописи, которое называется non finito — итал. "незаконченное".

— Мы не найдем практически ни одного произведения, которое было бы до конца завершенным, — поясняет Григорий Голдовский. — И в этом тоже особенность великого живописца, потому что он эмоционально высказывался, доводил свое произведение до крайней степени содержательной и эмоциональной поразительности. А детали, мелочи, занавес — все это, оказывается, не так важно.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Региональное отделение «Изборского клуба» под названием «Русский Лад» открылось на Вологодчине

Юлия Пересильд поделилась впечатлениями от Казани

Энергетики восстановили подачу электричества на 15 улиц Владивостока после аварии

Мост на свердловском участке трассы Москва – Екатеринбург восхитил вице-премьера

Сотрудники следственного управления рассказали школьникам о профессии следователя

В Адыгее открыли коворкинг по пошиву одежды для бойцов СВО

На Камчатке отловили медвежонка-сироту, видео с которым разошлось в соцсетях

Более 50 предпринимателей представили свою продукцию на традиционной осенней ярмарке «Дары осени» в Вологде

Пятеро братьев из многодетной семьи нижегородцев отправились на СВО

Движение автобуса А‑56 изменится в Нижнем Новгороде на один день

В Смоленской области проходит акция «Студенческий десант»

400 руководителей из 19 регионов в Вологде объединил IV Всероссийский форум директоров школ Российской Федерации

Ваш комментарий

− 3 = 1

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее