Решение Синода Константинопольского патриархата о восстановлении в священном сане протоиерея Алексия Уминского абсолютно неправомерно, Уминский все равно остается бывшим священником из-за нарушения присяги повиноваться церковному руководству. Об этом сообщил ТАСС заместитель председателя церковного суда Московской городской епархии РПЦ, профессор Московской духовной академии (МДА) протоиерей Владислав Цыпин.
Во вторник стало известно о том, что Священный синод Константинопольской церкви, прошедший под председательством патриарха Варфоломея, восстановил в сане бывшего настоятеля московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерея Алексия Уминского и определил ему местом служения Русское викариатство Галльской митрополии (Франция) Константинопольского патриархата.
«Разумеется, такие действия не каноничны. Тут есть масса оснований для протестов, но у нас сейчас разорвано общение с Константинопольской патриархией (из-за признания Константинополем украинских раскольников — прим. ТАСС), и поэтому я не думаю, что каждый такой акт должен вызывать отдельное заявление с нашей стороны. Оно, вероятно, и будет, но для нас он остается священником, лишенным сана», — сказал Цыпин.
Он отметил, что в Константинопольском патриархате смотрят на дело Уминского «с узко политической точки зрения», тогда как действительная причина лишения его сана заключается в его «неповиновении священноначалию». «Канонически это прямое основание для лишения сана, потому что при рукоположении дается соответствующая присяга кандидатом в священство, который клянется повиноваться священноначалию», — отметил собеседник агентства.
Он провел параллель с ситуацией в армии во время военных действий, когда солдаты и офицеры в любом случае должны повиноваться своим командирам и не могут просто взять и отказаться от этого «по политическим причинам», обосновав это тем, что на стороне противника находятся «люди, которые им представляются защищающими правое дело». По словам Цыпина, к таким солдатам в войсках применяются самые жесткие санкции, и «точно так же и в церкви: неповиновение начальству, священноначалию не может быть терпимо».
Профессор академии также пояснил, что одно дело неповиновение дьякона священнику или священника своему настоятелю, и совсем другое — игнорирование требований правящего епископа, и тем более — первого епископа поместной церкви: тут «повиновение обязательно». «А тот, кто не согласен, ему разумно тогда самому подать прошение если не о лишении его сана, то, по крайней мере, о почислении его за штат», — добавил известный канонист Русской церкви.
Лишение сана
В феврале патриарх Кирилл утвердил решение Епархиального суда Москвы о лишении священного сана протоиерея Алексия Уминского, бывшего последние 30 лет настоятелем храма Живоначальной Троицы в центре Москвы. Причиной такого вердикта суда стало нарушение отцом Алексием священнической присяги (клятвопреступление) — «отказ от исполнения патриаршего благословения читать молитву о Святой Руси за Божественной литургией».
В свою очередь Константинопольский патриархат ранее также объявил о восстановлении в сане иерея Иоанна Коваля, самовольно изменившего утвержденный в Русской церкви текст молитвы о Святой Руси (убравшего оттуда слово «победа»). Замглавы синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, комментируя случай с Ковалем, отмечал, что если каждый священник будет переделывать молитву «под свои собственные ожидания, состояния, политические предпочтения, то тогда вопрос о единстве церкви очень обострится».