Аэропортов-миллионников в России прибыло: теперь их 31. Было — 29. Планка здесь — более 1 млн пассажиров в год. В числе «новичков» по итогам 2023-го ее сумели преодолеть Саратов, Оренбург и Грозный.
А вот один из «старичков» — аэропорт Архангельска — из списка вылетел. Несколько месяцев он был закрыт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, износ которой составлял 90%. Зато теперь новая ВПП позволит аэропорту бесперебойно принимать среднемагистральные самолеты.
Сейчас топ-10 крупнейших аэропортов России выглядит так. Лидирует Шереметьево, где пассажиропоток составил 36,6 млн чел. Затем идут Пулково (Санкт-Петербург) — 20,4, Домодедово — 19,9, Внуково — 14,5, Сочи — 13, Толмачево (Новосибирск) — 9,1, Кольцово (Екатеринбург) — 7,4, Казань — 5,2, Уфа и Минеральные Воды — по 4,8.
Совсем чуть-чуть не дотянули до первой десятки Благовещенск, Елизово (Петропавловск-Камчатский) и Владикавказ, каждый из которых обслужил свыше 900 тыс. пассажиров.
По мнению гендиректора ассоциации «Аэропорт» ГА Виктора Горбачева, развитие инфраструктуры аэропортов принесет пользу не только гражданской авиации, но и экономике в целом. Это позволяет разрабатывать новые месторождения, поддерживать отдаленные районы, привлекать туристов.
Всего до конца нынешнего года должны быть выполнены работы по модернизации 49 аэропортов — от Мурманска до Магадана. Запланированы строительство и реконструкция 32 ВПП и 20 вспомогательных объектов. Эксперты отмечают: доля регулярных пассажирских рейсов между регионами России без посадки в Москве в прошлом году впервые достигла половины от общего количества внутренних авиатрасс.
Кстати, еще несколько лет назад звучали прогнозы: после пандемии в России быстрее будет восстанавливаться именно внутренний рынок. Цель Евросоюза — к 2030 году обеспечить время в пути «от двери до двери» не более четырех часов — для нас пока недостижима: у нас и расстояния больше, и плотность населения на порядок ниже, хуже условия для развития наземного скоростного транспорта.
— И все-таки нужно установить четкие рамки — например, обеспечить время в пути между центрами регионов России не более 24 часов, в пределах любого субъекта Федерации — не более 12 часов, а между любыми произвольными малыми населенными пунктами на разных концах страны — не более 36 часов, — говорил «РГ» гендиректор НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» доктор технических наук Андрей Дутов. — Важно, чтобы государство гарантировало гражданам выполнение этих стандартов и было готово доплачивать перевозчикам именно за это.
На глаза как-то попало расписание движения самолетов из воронежского аэропорта 40-летней давности. График вылетов действовал с 1 июня 1975 года. Трудно поверить, какие огромные возможности имел тогда самый рядовой аэропорт страны, который до распада СССР обслуживал свыше 1 млн пассажиров в год. Самолеты из Воронежа летали почти в 100 городов! В Москву ежедневно — 23 рейса! В Киев — 10, в Ростов — 7, в Сочи — 6, в Харьков — 3, в Симферополь — 2. Десятки рейсов выполнялись по местным воздушным линиям: в Эртиль — 6, в Калач — 5, в Синие Липяги, Репьевку и Старую Ольшанку — по 2. И тоже каждый день.
На начало 1990-х годов в наше стране действовало 1450 аэродромов. Осталось 233. Как в одном штате США — на Аляске. Сокрушительный удар по добротному советскому наследию нанесла в свое время наивная вера в то, что в рыночных условиях можно все заботы государства об аэропортовой сети переложить на сам рынок. Мол, он сам решит, жить тому или иному аэродрому/аэропорту или нет. Образно говоря, копеечный подход стал главным в судьбе аэродромов и аэропортов, которым «не повезло».
Безусловно, сейчас ситуация заметно изменилась. Пришло понимание, что именно развитие внутренних воздушных направлений дает импульс социально-экономическому преобразованию территорий и положительно влияет на создание новых рабочих мест. Это становится возможным благодаря повышению транспортной доступности регионов, их связанности, развитию внутреннего туризма, росту комфорта и безопасности пассажиров. Важно, что происходит оптимизация воздушного пространства: полеты между регионами осуществляются напрямую, без транзита в Москве.
Новый аэропорт Саратова построили во многом благодаря спикеру Госдумы В. Володину. Но не у каждого региона есть такие лоббисты. Фото: vk.com / gagarin.airport
Сегодня основной упор делается на реконструкцию действующих аэропортов. Строительство новых крупных пока не ведется, зато модернизация охватывает и аэродромы, и здания аэровокзалов. Но в основном речь, конечно, идет о реконструкции ВПП. Обычно это делается либо чтобы принимать новые типы воздушных судов (полосу делают шире и длиннее), либо для замены покрытия. В частности, в ноябре 2023 года завершилась реконструкция полосы длиной более 3 км в аэропорту Магнитогорска, где впервые был применен специальный состав российского производства, увеличивающий срок эксплуатации аэродромных покрытий до 25 лет.
Самое масштабное развитие аэропортовой инфраструктуры идет на Дальнем Востоке — в Якутии, Магаданской области, на Камчатке и Чукотке. Там, куда только самолетом можно долететь. В минтрансе отмечают: если турпоток на Дальний Восток увеличится, действующие аэропорты смогут принять достаточное количество пассажиров. Однако нужна реконструкция аэровокзалов. К примеру, в Анадыре отличная ВПП, а вот здание аэропорта устарело, нужно строить новое. Новый аэровокзал нужен и в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть пять-шесть аэродромов местных воздушных линий, которые также нужно развивать.
Между тем
Только самолетом можно долететь
Фото: Госархив Пермского края
Примером проблем с оснащением малых аэропортов стала недавняя ситуация с Ан-24 «Полярных авиалиний», который летел из Якутска в Зырянку и совершил посадку на лед реки Колымы. К счастью, обошлось без пострадавших.
Вот как прокомментировал это ЧП экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «В поселке Зырянка я бывал не раз: там аэродром прямо на берегу Колымы. И грунтовая ВПП идет параллельно. Кстати, раньше климат был суровее, и особых проблем не было. А сейчас каждую весну полосу заливает, и аэропорт закрывается. Здание аэровокзала сегодня больше напоминает сарай. За последние 30 лет многие такие аэродромы исчезли. Но в той же Зырянке авиация — единственный путь сообщения местного населения с Большой землей. И 3 тыс. её жителей имеют конституционное право на свободное передвижение!
Что же до авиапроисшествия — тут сошлись сразу несколько факторов: и погода, и визуальный фон один и тот же — заснеженная ВПП, заснеженная река, слабое радиотехническое и световое обеспечение. Когда грунтовый аэродром «катают», то он такого же белого цвета, как если его не «катать». В таких условиях возможность ошибиться и принять поверхность замерзшей реки, где лед полметра толщиной, за ВПП, конечно, повышается. Но это вопрос обучения пилотов.