Обильно насытив российский рынок «паркетниками» всех размеров, китайские автопроизводители взялись за седаны, еще раз подтвердив, что могут оперативно заполнить товаром любую нишу. Главное, чтобы был спрос, а выгода оказалась интересной для дистрибьютора, отмечают эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ), которые оценили динамику продаж на рынке иностранных седанов.
Как говорится в исследовании (есть в распоряжении «Российской газеты»), общее число моделей с кузовом «седан» на российском авторынке выросло за год вдвое — до 87-ми. При этом каждый пятый проданный в январе 2024 года седан оказался из КНР, а доля «китайцев» в сегменте выросла в 17 раз — с 1,3% в январе 2023-го до 19% в январе 2024 года.
Так, в январе 2023 года самым популярным иностранным седаном был Volkswagen Polo, разошедшийся тиражом в 317 штук. Лишь немногим меньше были продажи у Hyundai Solaris и Kia Rio. Все они, несмотря на официальное прекращение поставок, еще оставались тогда на складах дилеров. В первый месяц текущего года ни одна из этих моделей не смогла сохранить за собой место хотя бы в топ-20 наиболее востребованных. Пьедестал лидеров заняли исключительно китайские модели.
«Золото» получил Chery Arrizo 8 — благодаря поддержкам дистрибьютора, которые в январе превышали 700 тысяч рублей, машину с прайсом 3,4-3,6 млн рублей продавали по ценам от 2,7 миллионов. Таким образом отнюдь не самый доступный седан среднего класса нашел, несмотря на январские праздники, 673 покупателей.
На второй строчке рейтинга «четырехдверок» — Geely Emgrand. Этому седану С-класса с полноценным «автоматом» и долговечным безнаддувным мотором не хватило лишь четырех сделок, чтобы перегнать лидера. Однако, учитывая, что январские скидки импортер продлил на февраль и машину можно приобрести за 1,84 млн рублей, в самое ближайшее время вполне можно будет увидеть ее в лидерах.
И, наконец, бронзовым призером рейтинга стал Changan Alsvin (410 шт.). Это самый доступный из всех «китаец» на нашем рынке (от 1,57 млн рублей), но и самый простой в части оснащения и уровня комфорта. По сути, это прямой конкурент Lada Vesta, который в отличие от отечественной модели обладает роботизированной АКП. Все три «китайца» дебютировали летом или осенью 2023 года. Скорее всего, их пока еще не «распробовали», а значит, и более весомые объемы продаж еще впереди.
Toyota Camry (329 шт.), занявшая четвертую ступень рейтинга, отнюдь не та «японка» с российским паспортом, которая выпускалась у нас до марта 2022 года. Этот седан дилеры везут с китайского завода Toyota по каналам параллельного импорта и просят за нее не меньше 4 миллионов. Однако созданный прежними десятилетиями ореол сверхнадежности этой марки позволяет и такой Camry оставаться востребованной.
«Китайцам» FAW Bestune B70, Omoda S5, Kaiyi E5, Changan Uni-V и BAIC U5 Plus еще очень далеко до того же уровня доверия. Тем не менее дебютанты 2023 года находили в январе по 200-300 клиентов каждый.
Во второй десятке еще можно было найти шесть моделей некитайских «фамилий». Это Hyundai Elantra, Volkswagen Bora, Toyota Corolla, Mercedes-Benz S-класса, Kia K5 и BMW 5 серии. Однако и их уже заметно теснят автомобили из Поднебесной — Changan Eado, JAC J7 и Hongqi H5.
«В целом в январе было продано почти 20 тысяч седанов (+45% к январю 2023 года). 60% пришлось на седаны российских марок (большую часть этого объема составили автомобили Lada — 11,9 тыс. штук, 19% — китайские модели, а 21% пришлось на прочие иностранные седаны. Годом ранее 77% продаж приходилось на отечественные седаны, всего 1,3% — на Китай и 22% — на бренды из других стран. Таким образом, Китай увеличил свою долю в сегменте за год в 17 раз. При этом доля «четырехдверок» еще осенью достигла на нашем рынке 25% и пока, несмотря на продолжающийся расширение модельного ряда в стане «китайцев», пока остается относительно стабильной», — комментирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
По ее мнению, чтобы процент продаваемых седанов был выше, рынку нужны доступные модели с автоматической коробкой передач. Весной с появлением Lada Vesta c вариатором спрос может быть частично удовлетворен. Этому также может поспособствовать и увеличение количества китайских седанов с ценником до 1,7-2 млн рублей или весомые поддержки дистрибьюторов на уже имеющиеся седаны из Поднебесной.