С 2019 года в регионах России создано около 100 Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Перед ними поставлена задача не только готовить кадры для экономики субъектов, но и формировать высококачественный человеческий капитал. О том, как она выполняется, рассказывают собственные корреспонденты "РГ".
Барнаул: профессия через игру
В этом году в Алтайском крае более двадцати тысяч школьников 6-11-х классов примут участие в профориентационных мероприятиях, которые проводит Центр опережающей профессиональной подготовки. А пять тысяч из них пройдут настоящие профессиональные пробы, побывав в роли повара, воспитателя детского сада, программиста, автомеханика и специалистов других профессий.
Почти четыре года Центр опережающей профессиональной подготовки, созданный на базе Алтайского политехнического техникума, помогает не только школьникам определиться с выбором профессии, но и всем, кому необходимо ускоренное профессиональное обучение, переподготовка или повышение уже имеющейся квалификации. В прошлом году ЦОПП Алтайского края стал базовым центром карьеры, который координирует работу по содействию трудоустройству выпускников.
— Мы, как региональный оператор Всероссийского профориентационного проекта "Билет в будущее", третий год выстраиваем систему профессионального самоопределения учащихся 6-11-х классов, — рассказала "РГ" руководитель ЦОПП Алтайского края Александра Захарова.
Ежегодно в Центры опережающей профессиональной подготовки вовлекают тысячи школьников в профориентационные мероприятия — мастер-классы, хакатоны, встречи с работодателями, экскурсии на предприятия, продолжает Александра Захарова. Рассказывают о наиболее востребованных в крае профессиях через увлекательные игры, квесты, воркшопы. Для старшеклассников проводят профессиональные пробы, давая возможность ребятам "потрогать руками" будущую специальность, примерить ее на себя.
Учат востребованным в регионе профессиям: токарь, сварщик, электрик, слесарь, монтажник радиоэлектронной аппаратуры
В конце октября такие пробы прошли в Алтайском промышленно-экономическом колледже, где барнаульские восьмиклассники как настоящие программисты разрабатывали простейший калькулятор и интерактивное веб-приложение для браузерной игры. А в Ребрихинском лицее профессионального образования девятиклассники средней школы в качестве поваров-кондитеров готовили десерты и учились управлять сельхозтехникой.
"Для ребят это отличный шанс не просто узнать больше о выбранной специальности, но и получить ценные практические навыки", — отметила заместитель директора по воспитательной работе Ребрихинской СОШ Лариса Карунина.
В Центре опережающей профессиональной подготовки старшеклассники могут освоить свою первую профессию. В этом году, например, здесь организовали обучение по специальности "оператор ЭВМ". По окончании курсов ребята получили свидетельства о профессиональной подготовке.
Ярославль: приглашает инклюзив
В ЦОПП Ярославской области каждый школьник может определиться с будущей профессией. А любой специалист — повысить свою квалификацию. Образовательная платформа размещена на базе Торгово-экономического колледжа.
Современное пространство зонировано по функциям. Аудитория-трансформер, медиазона и лекторий предназначены для проведения крупных мероприятий. Зона проектной деятельности оснащена современной интерактивной системой. Есть коворкинг — уютная зона для проведения переговоров и встреч, а также компьютерный класс на 20 рабочих мест и современная видеостудия.
"Изюминкой" центра называют кабинет инклюзивного обучения на шесть рабочих мест: по два для людей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Для школьников проводятся профориентационные мероприятия. Особой популярностью пользуются профессиональные пробы с использованием VR-оборудования. В условиях виртуальной реальности ребята могут попробовать себя в разных профессиях. Обучиться им может каждый ученик 8-11-х классов совершенно бесплатно, без отрыва от учебных занятий. Такой возможностью уже воспользовались более 300 ребят.
Учат востребованным в регионе профессиям: токарь, сварщик, электрик, слесарь, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, повар и другие. После успешного завершения обучения выдается свидетельство о профессии, которое дает право на трудоустройство.
А преподаватели и мастера производственного обучения повышают здесь свою квалификацию, через ЦОПП уже прошли около тысячи педагогов. На базе центра работодатели проводят бизнес-тренинги, конференции, семинары, конкурсы. Кроме того, здесь по запросу работодателей обучают сотрудников по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки.
Калининград: двери открываются
Калининградский ЦОПП открыли на базе Колледжа информационных технологий и строительства (КИТИС) два года назад. Сегодня обучение здесь проходят студенты из 54 регионов нашей страны, а также из Республики Беларусь.
Все образовательные курсы короткие — в среднем они рассчитаны на два-три месяца и позволяют оперативно получить специальность. Часто это конкретный заказ от региональной компании, которая не может самостоятельно найти специалиста под конкретную вакансию. Причем речь идет не только об обучении с нуля, но и повышении квалификации или переподготовке, когда определенная база у специалиста уже есть.
Всего центр предлагает 51 образовательную программу, их количество постоянно растет в зависимости от потребностей рынка труда.
Здесь готовят психологов, косметологов, разработчиков мобильных приложений, реставраторов, копирайтеров, экскурсоводов, дизайнеров, делопроизводителей и многих других.
Количество заявок, по словам руководства ЦОПП, за два года работы перешагнуло отметку в 6,5 тысячи. Обучение уже прошли 3,2 тысячи человек и практически все устроились на работу по новой специальности. Многих на переобучение направляли работодатели.
В центрах опережающей профподготовки повышают квалификацию преподаватели и мастера производственного обучения
— Большим спросом наши программы пользуются у старшего поколения. Речь идет как об отраслевых проектах — например "Сити-фермерство", так и о конкретных программах под заказ работодателей. Корректировать обучение помогают еженедельные встречи с работодателями и различные мероприятия по профориентации, — подчеркнул директор КИТИСа Михаил Пашковский.
Так, благодаря ЦОПП удалось решить проблему нехватки специалистов для строительной отрасли. Сегодня в регионе по программе капремонта активно восстанавливают исторические дома довоенной постройки. Во многих из них сохранились уникальные двери, которые по возможности пытаются привести в порядок. Однако реставраторов для этого не хватало. Поэтому на базе регионального колледжа запустили бесплатный курс подготовки этих специалистов. Результат — за три года отреставрировали и восстановили более 500 дверей.
Комментарий
Антон Алиханов, министр промышленности и торговли РФ:
— Очень интересный подход, когда человек проходит краткосрочное обучение и сразу на практике реализует полученные навыки. Под свои проекты некоторые слушатели калининградского ЦОПП даже получили социальный контракт. Это успешная практика, которая позже может перерасти в масштабный муниципальный или региональный бизнес.