В Пскове завершился "Кулов-фест" — театральный фестиваль, посвященный творчеству молодого режиссера Тимура Кулова. Провел смотр академический театр драмы им. А.С. Пушкина. Приезжали четыре театра, представили пять постановок. Все они уже прогремели на различных значимых фестивалях России и ближнего зарубежья, собрали немало наград.
Со спектаклями познакомились, а теперь — разговор по душам.
Итак, фестиваль прошел отлично. Аншлаги на ваших спектаклях. Большой интерес к ним псковских зрителей и труппы театра, которой скоро предстоит с вами работать, и к офф-программе (лекция театроведа и встреча зрителей с вами). А ваши впечатления?
Тимур Кулов: Когда мне позвонил Андрей Львович Пронин, арт-директор театра, и рассказал об этой идее — провести в Пскове фестиваль моих спектаклей, я опешил. Ощущение странное — я же еще не умер! В программу отобрали пять спектаклей, не случайных, можно сказать, этапных в моей биографии.
Этот фестиваль — подарок судьбы. И большой аванс, который придает сил, хочется творить дальше. И это отличный пинок: работай, Тимур!
"Мои университеты"
Хочется узнать о вас побольше, кроме того, что вы "татарский режиссер", которого приглашают на постановки и Казахстан, и Башкортостан, и все считают "своим".
Тимур Кулов: Я родился в Набережных Челнах, точнее "успел" родиться в городе Брежневе — названном в честь генсека СССР, при котором построили "КамАЗ". Моногород. Суровый, довольно криминальный в 1990-е. Но в то же время в начале 90-х там открыли театральную школу. Феноменально. Когда мне было лет 14 (сложный подростковый период, как у многих ребят), некуда было девать энергию, я пошел в эту школу. Но во дворе это скрывал.
Окончил театральное училище в Казани. Какое-то время был актером в театре "Мастеровые" в Набережных Челнах. Дальше окончил в Москве Театральный институт имени Щукина по специальности "Режиссер драматического театра" (курс народного артиста России Леонида Хейфеца). С 2013 года начал ставить спектакли в разных городах нашей необъятной родины: Тюмень, Абакан, Буинск, Липецк…
Родители были связаны с искусством?
Тимур Кулов: Не были. Отец — инженер, был проректором по АХЧ в политехническом институте. Мама — филолог. Тоже большую часть жизни трудилась в КамПИ (Камском политехническом институте). Отец играл на гитаре, мама всегда была с книгой в руках!
На какой музыке вы росли?
Тимур Кулов: Отец был большим поклонником Высоцкого, поэтому дома всегда звучали его песни. В моем раннем детстве еще на бобинах. Висел черно-белый плакат с его портретом на входе в квартиру:
"Досадно, что сам я немного успел, Но пусть повезет другому. Выходит, и я напоследок спел: "Мир вашему дому!"
Такая "икона" была…
А слушал я то, что и все вокруг: Цой, ДДТ, русский шансон, Михаил Круг, Иван Кучин…Татарская эстрада. Русская попса. Не забуду, как в детстве сестра моего папы привезла из поездки в Лондон аудиокассету с американскими рэпом, олдскульные группы. Помню, это было открытием. Мы с братом заслушивали эту кассету до дыр!
И я не смотрел глубокое авторское кино, все это пришло ко мне позже. После 16 лет я начал открывать для себя этот мир. И до сих пор постигаю.
Почему все-таки не продолжили актерскую карьеру?
Тимур Кулов: На четвертом курсе училища я решил двигаться в сторону режиссуры. Мне было интересно видеть историю сверху, рассказывать ее целиком. Мы ставили спектакль "Лекарь поневоле", мне понравилось создавать мольеровскую вселенную! Когда я поступал к Юноне Ильиничне Каревой, она сказала: "Там набирают татарский курс, иди туда. Что ты будешь делать на моем курсе?" Я сказал: "Послушайте меня — и вы возьмете меня". Прочитал я плохо, но меня допустили до второго тура. А на четвертом курсе, в 2008 году, она посоветовала мне подумать о режиссуре. И подарила вот эти четки, добавив: "Каждый уважающий себя режиссер должен нервничать в свои четки"…Эти четки всегда со мной.
Кого считаете своими учителями в профессии?
Тимур Кулов: У меня было три этапа обучения. Первый: театральная школа в Набережных Челнах, Нина Михайловна Белоенко. Второй — театральное училище в Казани: Юнона Ильинична Карева, Вадим Валентинович Кешнер. А по режиссуре — выдающийся мастер Леонид Ефимович Хейфец. От них я получил многие важные человеческие уроки, не только профессиональные. Самое дорогое — беседы о жизни. Теперь я понимаю, как мне повезло — попал к мастерам старшего поколения. В то время я до конца этого не понимал, мне казалось, что все они — театр прошлого. Театра, уже отживающего свой век. А теперь я счастлив, что зацепил именно их. Все они были детьми — подростками войны. Это все-таки особенное поколение. Они многое дали мне, и сейчас все это помогает.
Есть ряд режиссеров, которыми я болел, у которых не учился впрямую, но смотрел их спектакли и, конечно, учился и продолжаю учиться. Первое мое взрослое театральное потрясение — "Братья и сестры" Додина — петербургский театр приезжал на гастроли в Казань. Одно из сильнейших впечатлений — "Чайка" Бутусова в "Сатириконе", помню премьерные показы. "Отелло", "Гамлет" Някрошюса. Еще мое потрясение — "Симфония майского жука" Джеймса Тьерре, внука Чарли Чаплина. Драма одинокого человека. Я понял, что и таким может быть театр — без слов, пантомима, цирк, танец. В более позднее время — "Сказка про последнего ангела" Могучего. Это тоже был обучающий для меня спектакль. Очень вдохновил. Польский театр — Кшиштоф Варликовский, смотрел "(А)поллонию", "Крум", "На чемоданах". Да столько всего хорошего было и есть в театре. Всего сразу и не упомню!
Смотришь — и радуешься, и каждый раз учишься. У старшего поколения, и у своих ровесников в режиссуре, и уже — у младшего (хотя мне еще 37 лет). Каждый раз, приходя в новую труппу, думаешь о том, как делать спектакль? Где этот ключ, манок, чтобы понять, вскрыть автора, раскрыть тему.
Какие уроки Хейфеца запомнились?
Тимур Кулов: Леонид Ефимович все время говорил нам: "Надо вскрыть автора! Автор тебя подтянет, поможет тебе".
Студентом ты берешь от педагога все, а с годами отпадает то, что изначально, по природе твоей тебе не близко. Я считаю, что это нормально, когда ты, спустя какое-то время, вступаешь в спор с мастерами. Странно, если будешь слепо следовать "заветам Ильича".
Свой среди своих
Легко поступали, прямо с первого раза — и в Казани, и в Москве?
Тимур Кулов: Да, с первого раза, просто повезло.
Все вам легко давалось? А на лекции нам рассказывали, что кем только вы не работали — курьером, барменом…
Тимур Кулов: Это было после окончания "Щуки". Не скажу, что мне все давалось легко. Конечно, грех говорить, что было очень тяжело. Тяжело на шахте работать. Или хирургу делать по пять операций в день…
Я получил диплом режиссера, но предложения от театров не посыпались. Стал работать экскурсоводом на Останкинской телебашне — проводить обзорную экскурсию по Москве. Мне это очень нравилось! Говорил я медленнее, красиво, следил за речью. Мы каждую неделю сдавали экзамен на знание Москвы. За 12-часовую смену проходило около 800 человек. Я встречал людей, говорил: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я, как самый яркий представитель современной Москвы, лучше всех расскажу вам про этот город". И все улыбались. Были разные диаспоры: казахи, узбеки, киргизы… Казахи считали, что я казах. Киргизы спрашивали: "Ты наш? Киргиз?". Ногайцы: "Ногаец?" И всем было очень хорошо: наш, свой, земляк!
Еще работал промоутером. Раздавал листовки. Продавал сварочную проволоку. Покрышки для автомобилей. Ходил по заводам, предлагал порошковую краску. Перевозил грузы по маршруту "Москва-Уфа". Собирал тетрапак на переработку. Ездил по Москве, навигаторов не было, мы с Риммой, женой, по ночам рисовали маршрут, чтобы мне не ошибиться в огромной Москве. Кричал, например, на Мясницкой улице в громкоговоритель: "Пакеты, сдавайтесь! Дорогие москвичи, приносите свои пакеты из-под молока". А потом я весь мусор вез на базу.
Аниматором, конечно, работал — развлекал детей! Потом мы с Риммой организовали детский выездной театр кукол "Пеликан" в той же Москве, который нас долгое время просто спасал. И параллельно я ставил спектакли.
Жена — актриса?
Тимур Кулов: Да, мы однокурсники, учились вместе в Казани в театральном училище. Она помогает мне во многих творческих вопросах. Я доверяю ее вкусу. Римма очень насмотренный человек с хорошим чувством меры. У нас две дочери. Амине 9 лет, с раннего детства много читает, сейчас делает свои мультики из пластилина или бумаги, занимается игрой на фортепиано в петербургской музыкальной школе имени Ляховицкой. А младшей — Эмме — четыре года. Все время поет!
В Буинском театре вы поставили много спектаклей. Почему там?
Тимур Кулов: Началось с эскиза на лаборатории, он был удачным. Сделал спектакль на татарском "Концлагеристы", он попал в лонг-лист "Золотой маски". Надо заметить, что это была моя первая постановка на татарском языке. Пьесу Валерия Шергина перевели на татарский. Безумная история, комедийная. И после этого я выпустил 12 спектаклей. Около семи лет приезжал туда и ставил. Благодаря доверию и чутью директора буинского театра Раиля Ильдаровича Садриева. Вообще серьезное осознание профессии началось, когда я обратился к своим корням, разгадывая кто я и откуда.
Татары считают вас своим, башкиры — тоже, казахи говорят: "родной нам человек".
Тимур Кулов: С белорусами у меня чудесный контакт был: прекрасный Минский ТЮЗ под руководством Веры Поляковой-Макей — поставил "Женитьбу" Гоголя, она играет там невесту. Я вообще не делю людей по национальности: татары, белорусы, казахи, русские — все мы близки друг другу. Я вырос в городе, где 90 процентов горожан были приезжие со всего Союза — для создания или работы на заводе "КамАЗ". И во дворе, и в моем классе были ребята разных национальностей.
Я с удовольствием работаю в Казахстане — Акмолинском драматическом театре. Вообще люблю разные театры, мне нравится ездить по России. Я хочу постигать новое. Татарский, башкирский или хакасский режиссер — это не совсем правильно. Мы все российские режиссеры, у нас одни корни. И все театральные школы регионов — это лекало московских или питерского театральных вузов.
Как вы очутились в петербургском ТЮЗе?
Тимур Кулов: После фестиваля 2022 года (бывшая "Радуга"), где Буинский театр показал мой спектакль "Жребий", поступило предложение что-нибудь поставить. В итоге я выпустил "Нос" Гоголя. Его номинировали на "Золотой софит" в четырех категориях, он получил призы на нескольких фестивалях, вошел в лонг-лист "Золотой маски". А потом меня пригласили в штат — очередным режиссером. Сейчас буду ставить спектакль под рабочим названием "На рассвете". Это голливудская классика, фильм "Что случилось с Бэби Джейн?", снятый режиссером Робертом Олдричем в 1962 году. У меня уже года три лежит на полке эта затея. История двух пожилых актрис, сестер, которые ненавидят друг друга и живут последние лет 30 в непрощении, никому не нужные. Тема не простая, но очень важная.
Где видите свое будущее? В Петербурге, Москве?
Тимур Кулов: Не загадываю на много лет вперед. Знаю, что буду делать в 2025 году. Надо находиться в моменте. Здесь и сейчас. Вот сейчас, например, встречаюсь с псковскими зрителями и радуюсь этому. Скоро приступлю в Псковской драме к работе над спектаклем "Каинова печать" по пьесе Леонида Андреева.