ПСКОВ, 21 февраля. /ТАСС/. Сотрудники федерального Псковского музея-заповедника создали и открыли постоянную выставку, в пространстве которой реконструировали первый в регионе музей Псковского археологического общества XIX века. В частности, в экспозиции впервые представлены как тысячелетние древности в виде зуба шерстистого носорога и бивня мамонта, так и средневековые экспонаты, в том числе документы с автографами Петра I и Екатерины II. Об этом сообщила ТАСС генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.
«Сегодня — поистине историческое событие для музейной и культурной жизни Псковской области. Мы открыли выставку о Псковском археологическом обществе, которое существовало в XIX веке и благодаря которому были собраны уникальные артефакты и древности, многих из которых представлены сегодня широкой общественности впервые. Уникальность нашей выставки также заключается и в том, что она реконструирует Псковский музей до революции», — сказала собеседница агентства.
Она уточнила, что на выставке впервые представлены все направления собирательской, исследовательской и экспедиционной деятельности псковского музея археологического общества, в руководство которого несколько столетий назад входил в том числе обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев.
«Специально для экспозиции наши сотрудники восстановили винтажные витрины, в том числе уникальную витрину-звонницу под иконы, созданную к всероссийскому археологическому съезду, который был запланирован в Пскове в 1914 году, но был отменен из-за начавшейся Первой мировой войны. Эта уникальная витрина тогда так и не была представлена публике. <…> В числе самых древних [артефактов]: тазовая кость и зуб шерстистого носорога, бивень мамонта, их возраст — 18-12 тыс. лет назад. Кроме того, есть и античные древности: барельеф «Сатир», скифский акинак или меч, а также славянские и финские древности VIII-XII веков», — пояснила Мельникова.
Древние памятники
В экспозиции сотрудники музея создали отдельный раздел, посвященный памятникам письменности, в нем представлены свитки, в их числе — самый древний, датированный 1538 годом. Этот свиток называется «Меновная запись игумена Никольского монастыря с Завеличья с Барнихи Дорофея, данная игумену Петропавловского Сереткина монастыря Амвросию». Еще один артефакт — это жалованная грамота царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей псковичу Афанасию Окуневу на вотчину в Псковском уезде, пожалованную за участие в Польской войне.
«Грамота интересна не только как источник по изучению дворянского землевладения, но и образец делопроизводства XVII века, как бесценный и уникальный пример оформления документов такого рода. Кроме того, выставлялись в музее археологического общества и автографы: представлены четыре документа с автографами Петра I, Меншикова, Екатерины II, Павла. А уникальным памятником является рукописный текст пьесы Грибоедова «Горе от ума», здесь представлен макет этого предмета», — уточнила собеседница агентства.
Древние иконы
В экспозиции также представлены и иконы, сюжеты которых соответствуют образам из дореволюционного собрания музея археологического общества. «Одна икона — «Антоний Римлянин» 1698 года происходит из музея Псковского церковно-археологического комитета. Самой большой по числу экспонатов этого раздела является коллекция крестов и образков. Хронологические рамки собрания авторы каталогов определяли XVI-XIX веков. Техника изготовления крестов различна. Это и деревянные обитые серебряной или металлической басмой, просто деревянные с иконописью или резьбой», — рассказала собеседница агентства.
Среди артефактов представлены и аналоги вещей, имеющиеся в фондах музея Псковского исторического общества. В современной коллекции представлены украшения и одежда народа сето, головные косынки — так называемые золотые головки и костюм псковских крестьянок.
«Кроме того, мы представили и так называемый вещевой материал, относящийся к эпохе мезолита, бронзы раннего железа и раннего средневековья, развитого и позднего средневековья, а также этноопределяющий материал таких этносов, как славяне, балты и финны. Весь этот материал происходит из дореволюционных коллекций», — добавила Мельникова.