Общество

В Петербурге прошла реконструкция  прибытия  первого поезда с «Дороги Победы»

Сегодня на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга прошла театрализованная реконструкция встречи первого после прорыва блокады железнодорожного состава. Поезд был подан к перрону во главе исторического паровоза серии СО 18-2018 («Серго Орджоникидзе»). Как это и было ровно 81 год назад — 7 февраля 1943 года.

В Петербурге прошла реконструкция  прибытия  первого поезда с "Дороги Победы"

© Российская Газета

Одновременно в главном здании вокзала открылась выставка, посвященная подвигу железнодорожников и «Дороге Победы», благодаря строительству которой в блокадный Ленинград пошли поезда с Большой земли. А на современной тематической «Ласточке», оформление которой посвящено 80-летию полного освобождения города от фашисткой блокады в сторону станции Ладожское озеро поехали почетные гости: ветераны, блокадники, школьники, принимавшие участие в блокадных проектах, представители военных музеев, сами железнодорожники. Сразу уточним: если реконструкция — событие одного дня, то тематический электропоезд «Ласточка» будет курсировать еще очень долго. Предполагается, что по будним дням он будет ходить в сторону станции Мельничный Ручей, а по выходным уже с Московского вокзала — до Великого Новгорода.

Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин напомнил собравшимся о трех знаковых датах: 27 января — 80-летии полного освобождения города, 18 января — 81-годовщине прорыва блокады, 7 февраля — прибытии первого поезда с Большой земли, который привез в город запасы продовольствия. Прибытие поезда стало возможным благодаря тому, что в кратчайшие сроки, всего за 17 суток, удалось построить временную железнодорожную линию протяженностью 33 километра от Шлиссельбурга до станции Поляны.

Линия вошла в историю как «Дорога Победы», однако сами железнодорожники и их потомки порой говорили о ней как о «коридоре смерти», потому что на ее строительстве и обслуживании погибло немало людей. Дорога постоянно находилась под вражеским обстрелом. Фактически каждый третий железнодорожник, обеспечивающий связь Ленинграда с Большой землей, не вернулся с работы домой.

И, если Дорога жизни по Ладоге у всех на слуху, то о «Дороге Победы» говорят меньше. Между тем только за год (до полного освобождения города) по ней прошло около 5 тысяч поездов, и если подсчитать, сколько грузов было привезено в Ленинград за этот период различными способами (и навигацией по Ладоге, и по Дороге жизни по льду, и по железной дороге), то выяснится: «Дорога Победы» перевезла три четверти от всего груза.

Председатель дорожного совета ветеранов Павел Марков, ребенком переживший ужасы войны, рассказал собравшимся о том, что ему уже в мирное время довелось работать с железнодорожниками той поры, в том числе с Владимиром Аверкиевым, который во время войны был начальником Ленинград-Финляндского паровозного депо, а с 1965 года — начальником Ленинградского метрополитена. Он подчеркнул: да, на «Дороге Победы» погибло много: 287 человек. Но эти жертвы были во имя спасения жизней десятков тысяч ленинградцев. Налаженная железнодорожная связь с Большой землей позволила доставлять в город самые разные продукты. На первом поезде, кстати, было доставлено 80 тонн сливочного масла.

О строительстве «Дороги Победы» можно будет узнать и в тематическом поезде «Ласточка». Поезд имеет пять вагонов, в которых развернут просветительский проект, посвященный жизни города и его защитников в те страшные 872 блокадных дня. В фотографиях и сопровождающих текстах к ним отражены быт ленинградцев, труд на производствах, медицина, культура и искусство, Дорога жизни и многое другое.

Ксения Павлова, руководитель проекта ОЖД — филиала ОАО «РЖД», проводит для первых пассажиров тематического поезда мини-экскурсию. Один из разделов посвящен блокадному хлебу, тем самым 125-ти блокадным граммам. На стене вагона вывешен один из рецептов блокадного хлеба (рецепты менялись в зависимости от наличия на заводе тех или иных составляющих). Ржаная мука, причем низкого качества, составляла 45 процентов, на солод приходилось 10 процентов, столько же — на отруби и подсолнечный жмых, 15 процентов на пищевую целлюлозу, и по 5 процентов — на соевую муку и обойную пыль (муку, соскобленную со стен мукомольных цехов).

Отдельный раздел посвящен медицине, в том числе работе родильных домов. За период с 1941 года по 1944 год в городе родилось почти 96 тысяч малышей. У многих матерей не было молока, и в Педиатрическом институте был разработан специальный рецепт смеси (на основе сои) для грудничков. Поражают и другие цифры: во время блокады донорами крови стало почти 229 тысяч человек! Сколько жизней раненых было спасено благодаря это бесценному дару!

Есть в поезде и разделы, рассказывающие о репетиции и исполнении седьмой симфонии Шостаковича, о буднях школьников блокадного времени — как они учились, как дежурили на крышах, как работали, как помогали спасать других. Кстати, более 15 тысяч детей было награждено медалью «За оборону Ленинграда».

Понятно, что в летний сезон, когда десятки тысяч горожан поедут на дачи, навряд ли, если сел именно в тематический поезд, будет возможность рассмотреть экспозицию всех вагонов. Но абсолютно в каждом представлены интересные исторические факты, которые не могут оставить равнодушными.

Торжественное мероприятие на Финляндском вокзале стало возможным благодаря совместным усилиям сотрудников ОЖД, комитета по культуре и туризму Ленобласти, информационно-туристского центра Ленобласти. А в подготовке оформления для тематического поезда «Ласточка» принимало участие десять музеев города. Для удобства пассажиров в оформлении вагонов размещены и куар-коды, пройдя по которым можно получить более подробные сведения о различных исторических фактах.

Отдельно скажем о выставке на Финляндском вокзале. Сегодня музей железных дорог России открыл выставку-однодневку. В витринах представлены такие исторические экспонаты как сундучок машиниста паровоза, китель и фуражка образца 1943 года, сумка-планшет начальника разведки партизанского отряда «Неуловимые» и многое другое из музейных фондов. Если не попадете — расстраиваться не нужно: в главном зале вокзала продолжает работать постоянная экспозиция, открытая в прошлом году к 80-летию прорыва блокады и строительства «Дороги Победы».

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Реконструкция 30 подстанций повысит надежность электроснабжения для 20 тыс. жителей КЧР

Почти 100 мероприятий пройдет на Масленицу в Новосибирске

Дороги в Вологде начали обрабатывать новым реагентом

Вологжане собрали 23 тысячи рублей на реставрацию в ящике добра

Мурашко посоветовал носить защитные маски на время подъема заболеваемости ОРВИ

В Костроме комиссия проинспектирует готовность школ к новому учебному году

В Волгограде простились с участником СВО Станиславом Лопатиным

В Самаре намерены провести выборочное обследование рабочей силы

Кировчане рискуют попасть под колеса на улице Советской из-за отсутствия уличного освещения

Из Рязани в Курск отправилась очередная группа волонтёров

В Белгороде курсы первой помощи прошли 8 тыс. сотрудников образовательных организаций

На шести улицах Екатеринбурга запретят остановку

Ваш комментарий

68 − 62 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее