В Новосибирской области может появиться "Центр изучения и развития воздухоплавания", что будет способствовать развитию дирижабельных грузовых перевозок в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне России. С таким предложением выступили участники проходящего в Новосибирске международного форума "Технопром-2024".
Предполагается, что организаторами центра выступят институты СО РАН, а также Новосибирский государственный и Новосибирский государственный технический университеты, сообщает министерство науки и инновационной политики Новосибирской области. Непосредственно разработкой, строительством, испытаниями, сертификацией и опытной эксплуатацией аэростатов займется "Учебно-эксплуатационный дирижабельный центр". В настоящее время единственный в России дирижабледром находится в городе Киржаче Владимирской области.
Беспилотные дирижабли можно использовать для перевозки грузов весом от 20 до 200 тонн на расстояние до 4000 километров, а также для картографических работ, геофизических исследований, освоения новых месторождений полезных ископаемых, поисково-спасательных операций, мониторинга экологической обстановки, охраны природных ресурсов, контроля землепользования, патрулирования территории.
По словам заместителя директора ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" Дмитрия Смирнова, российские дирижабли целесообразно создавать, опираясь на отечественные наработки в области авиационных композиционных материалов и гибридных силовых установок. "При этом в первую очередь нужно начинать с создания и отработки в эксплуатации беспилотных дирижаблей малого размера с постепенным масштабированием аппаратов до грузоподъемности в десятки тонн", — добавил он.
Исследования по созданию прототипов импортозамещающих управляемых дирижаблей проводятся на базе молодежной лаборатории минобрнауки РФ, в филиале Института теплофизики СО РАН в Красноярске. На форуме был представлен уникальный новый тип беспилотных дирижаблей с роторными движителями от циклолетов. Как пояснил директор института академик РАН Дмитрий Маркович, такой движитель позволяет дирижаблю маневрировать при причаливании, взлете и посадке.
Также был презентован проект "умного" дирижабля без хвостового оперения — совместная разработка ученых Института теплофизики, Института теоретической и прикладной механики и НГТУ. С помощью специальных датчиков, расположенных на обшивке дирижабля, и особых алгоритмов обработки сигнала, компьютер вырабатывает команды, по которым дирижабль занимает необходимое место в пространстве или движется в нужную сторону.
Как отметил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев, в регионе есть крупные авиационные производственные предприятия, научная база, ведущие вузы и другие компетенции, необходимые для разработки и развития интеллектуальных транспортных систем. "Дирижабли являются экономичной и экологичной технологией. Это новый мировой тренд: с помощью данных транспортных систем можно доставлять грузы, перевозить пассажиров, но по факту — это еще и возможная технология для защиты от боевых дронов", — подчеркнул министр.