Новосибирский институт археологии и этнографии СО РАН не получал официального запроса на передачу уникальной коллекции предметов пазырыкской культуры, которые были найдены в 1993 году вместе со знаменитой мумией женщины, которую алтайцы и журналисты называют «принцесса Укока». Об этом BFM-Новосибирск сообщили в руководстве института.
В публичной плоскости вопрос о возвращении артефактов появился 13 июля текущего года, когда в своем Telegram-канале врио главы Республики Алтай Андрей Турчак написал, что принято решение о передаче находок из новосибирского института алтайскому музею. Он сообщил, что вопрос поднимался на протяжении многих лет, а сейчас он решен благодаря позиции министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову. Источники BFM-Новосибирск говорили, что это заявление стало для ИАЭТ СО РАН неожиданностью. Сам институт это фактически подтверждает.
«Прежде всего, хочу отметить, что никаких официальных запросов о передаче части коллекции предметов пазырыкской археологической культуры в адрес института не поступало, – сообщил BFM-Новосибирск член-корреспондент РАН, директор института археологии и этнографии СО РАН Андрей Кривошапкин. – Федеральное законодательство в области музейной деятельности и охраны культурных ценностей четко регламентирует требования, выдвигаемые по отношению к музеям и их собраниям. Музеи по закону должны осуществлять комплектование, хранение, изучение и публикацию музейных предметов, а также вести научно-исследовательскую, просветительскую и образовательную деятельность. Музейные предметы, связанные с женским погребением могильника Ак-Алаха на плато Укок в Горном Алтае, находятся в постоянной научной работе. Своевременно производится их сложная реставрация и консервация. Предметы из комплекса экспонируются в постоянной экспозиции музея и участвуют в работе временных выставок. Постоянно обеспечивается доступ к артефактам научной общественности. Указанные предметы имеют не только выставочную, но и научную ценность, поэтому в их исследования постоянно раскрываются новые и новые стороны иллюстрируемой ими пазырыкской культуры раннего железного века. Результатом научной работы с коллекцией становятся статьи и монографии, так же находящиеся в свободном доступе общественности. Всё это на высоком уровне отвечает стандартам, которые законодательство задаёт в сфере работы с музейными коллекциями. В связи с этим, мы не видим положительного эффекта от перемещения артефактов в другое учреждение».
Раскопки на плато Укок, в результате которых была найдена знаменитая мумия молодой женщины, проходили в 1993 году. Вместе с мумией в погребении были обнаружены более 150 предметов, в том числе одежда, украшения, упряжь коней, посуда. Простой перечень предметов стороннему наблюдателю мало расскажет, разве что впечатлит количеством позиций, а для археологов этот могильник стал настоящей сокровищницей. Например, на шее у «принцессы Укока» была красивая деревянная гривна с резными фигурками крылатых барсов, в районе пояса лежала войлочная сумочка с небольшим зеркалом в деревянной оправе, украшенным резным изображением оленя и россыпь стеклянного синего бисера. По правилам, при раскопках фиксируются любые предметы, и они вместе составляют комплекс и контекст памятника.
В чем особенность и ценность артефактов из пазырыкских курганов
Пазырыкская культура Горного Алтая – это феноменально явление в археологии. Впервые она была открыта в 1865 году академиком Радловым и изучается уже более 150 лет.
«Феноменальность этой культуры состоит в том, что курганы часто бывают замерзшими. В истории археологии таких курганов исключительно мало. Лед, холод сохраняет органику — все, что сделано из органических веществ – вещи, предметы и даже тела людей, – рассказывала в одной из научно-популярных лекций главный научный сотрудник института археологии и этнографии СО РАН, член-корреспондент РАН Наталья Полосьмак. – Мы же понимаем, что культура человека состоит главным образом из предметов из органических веществ. А археологи находят главным образом то, что сделано из металла или камня, и это только очень малая часть культуры. Пазырык феноменален тем, что он показывает нам культуру почти целиком, во всем ее многообразии, почти с этнографической точностью. В чем необычность этой культуры: нигде в мире мы не видим столь древней культуры, великолепно представленной деревянными изделиями, очень искусной резьбой по дереву, в которой использован скифский язык звериных образов. Кроме того, пазырыкская культура представлена удивительной коллекцией текстиля. Когда были открыты пазырыкские курганы, особенно курганы Укока, мы наконец-то увидели, как одевались эти люди, как одевались кочевники, скотоводы, которые жили в горных районах Алтая. Было много сюрпризов. Оказалось, что в этой культуре было очень много тканей: шерстяные ткани, шелк. Ткани были окрашены самыми лучшими красителями, которые существовали в тот исторический период».
Каждый артефакт из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3 могильника был отреставрирован, подробно описан, изучен. Фактически, изучение этих предметов продолжается уже более 30 лет. Свой вклад в исследование внесли химики, физики, биологи. Открытия, сделанные учеными в ходе работы с предметами из захоронения «алтайской принцессы» обогатили мировую археологическую науку.
Что касается обогащения в более приземленном значении слова, то на Алтае на изображениях и копиях древних артефактов предприниматели неплохо зарабатывают. Всё, что связано с мумией Укока, неизменно вызывает интерес и хорошо продается.
Как возвращали саму мумию
Отправка мумии «алтайской принцессы» из Новосибирска в Республику Алтай состоялась 20 сентября 20 сентября 2012 года. То есть она находилась в Новосибирске 19 лет. И всё это время она была не только объектом научных исследований, политических споров и даже мистических спекуляций. Кто только не требовал вернуть мумию на Алтай: чиновники разных уровней, старейшины, общественные организации. Вопрос решался на федеральном уровне. Когда стало окончательно ясно, что мумию увезут, то в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, который находится на улице Золотолодинской, начался наплыв посетителей. Люди хотели увидеть ее до отправки.
Мумию на Алтай отправляли вертолетом – так же как в 1993 году привезли ее в Новосибирск. За ней лично приезжали министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев и директор Национального музея им. А. В. Анохина Владимир Сакпачаков. В этом музее знаменитая мумия хранится, но экспонируется редко (в соответствии с лунными календарем). Это было принципиальным решением, во многом связанным с религиозными, сакральными моментами. Добавим, что мумия по-прежнему входит в собрание ИАЭТ СО РАН института. В Горно-Алтайске она находится в статусе «на временном хранении».