ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 18 сентября. /ТАСС/. Реставраторы Новгородского музея-заповедника спасли из остро аварийного состояния древнюю икону XVI века Богоматерь Корсунская (Иерусалимская). Об этом ТАСС сообщил генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.
"В мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника находится на реставрации икона Богоматерь Корсунская (Иерусалимская) XVI века, пострадавшая в пожаре в 2010 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. <…> В настоящее время новгородским реставраторам удалось вывести икону из остро аварийного состояния, продолжаются планомерные консервационные работы. Удалена вся профилактическая заклейка со всей поверхности иконы. Полностью укреплены поля иконы, продолжаются работы по укреплению изображений фигур Богоматери и младенца. Проводится наблюдение за биологическим состоянием иконы. Проведен химический анализ грунта на разных участках, так как на иконе присутствуют разновременные вставки", — сообщил Сергей Брюн.
Как пояснили в музее, эта древняя икона размером 171,5 х 122 см с момента своего создания занимала важное место в убранстве Софийского собора, главного храма Великого Новгорода. По летописям известно, что уже в XI — XII веках в соборе находилась почитаемая икона Богоматери, привезенная из Корсуня (Херсонеса) вскоре после принятия крещения святым равноапостольным князем Владимиром. "Вероятно, к XVI веку древний образ обветшал и был заменен новым, повторившим первоначальную композицию. На написанную заново икону был перенесен древний серебряный оклад. Таким образом, икона Софийского собора, представляющая собой не единовременное произведение, а комбинацию разновременных частей XI — XII и XVI веков, отражает разные этапы новгородской истории и культуры", — пояснили в музее.
По данным музейщиков, во время Великой Отечественной войны икона была вывезена в Германию. В 1947 году после возвращения ее направили на реставрацию в Государственную центральную художественную научно-реставрационную мастерскую, откуда передали в Новгородский музей. С 2005 года, спустя почти 60 лет, икона вновь находилась в реставрационном центре в Москве, где в 2010 году случился пожар, едва не уничтоживший древнюю святыню.
"Самой большой проблемой сейчас остается состояние обширной вставки поновительского грунта в нижней части изображения младенца, так как там в XIX веке художником был использован очень своеобразный левкас с большим количеством пигмента, он очень плохо вбирает в себя клеевые растворы. Эту задачу еще предстоит решать методически, чтобы не причинить какого-либо ущерба иконе", — пояснил начальник отдела реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника, реставратор высшей категории Юрий Александров.
В дальнейшем икона, являющаяся списком с более древней, может занять место в экспозиции Владычной (Грановитой) палаты.