НИЖНИЙ НОВГОРОД, 28 августа. /ТАСС/. Рисунки, акварели, архитектурные и градостроительные проекты Георгия Гольца представили на выставке в Волго-Вятском филиале ГМИИ имени Пушкина в Нижегородском кремле, передает корреспондент ТАСС.
Гольц был одним из ведущих архитекторов 1920-1940-х годов, при этом он мало известен широкому кругу зрителей. "Мы часто говорим об эпохе 1920-1940-х годов, как об эпохе бумажной архитектуры и Гольц как раз архитектор-бумажник, но при этом строил он не так мало. В Москве помимо шлюза на Яузе, есть жилой дом на Большой Калужской улице — сейчас Ленинский проспект. Это построенный Гольцем жилой дом, за который он получил Сталинскую премию. То есть архитектором совсем не практикующим его назвать нельзя", — рассказал ТАСС один из кураторов выставки, заведующий отделом графики ГМИИ им. Пушкина Олег Антонов.
Как архитектор Гольц участвовал в конструировании городов, осмыслял сочетание стиля и функции в конструктивизме и классике. В конце Великой Отечественной войны занимался разработкой проектов восстановления Сталинграда, Киева, Смоленска, но его графическое наследие значительнее и внушительнее, чем осуществленные постройки.
В проектах Гольца было больше романтики, утопических мечтаний об идеальном городе, опирающемся на ренессансные традиции, рассказал Антонов. "Большой выставки, которая бы представляла его в разных ипостасях, как театрального художника, архитектора, не было много-много лет, зрителям можно позавидовать", — сказал собеседник.
Многие проекты архитектора, в том числе и сохранившиеся, например, шлюз на реке Яузе в Москве, отличают мечтательный утопизм и желание радикального преображения окружающего пространства. Работая на рубеже эпох, разрабатывая пространства жизни для нового советского человека, планируя восстановление разрушенных в годы Великой Отечественной войны городов, Гольц наделял свои города энергией будущего, необходимой и современному человеку, отметили в музее.
Как художник в рисунках 1920-х годов Гольц запечатлел критический взгляд на буржуазную концепцию общества, а в эвакуации в первой половине 1940-х создал лирический образ города в акварелях.