К хрестоматийному сказочному превращению девочки-замарашки в обворожительную принцессу от упоительного Джоаккино Россини в Нижнем Новгороде обратились впервые почти за 90-летнюю историю театра. Волей режиссера-постановщика Игоря Ушакова герои оказываются в обстановке экстравагантности и гламура, навеянной эпохой "Великого Гэтсби" 20-х годов XX века, а за дирижерским пультом оркестра La Voce Strumentale Дмитрий Синьковский вместе с солистами ищет ключ к запредельно виртуозной музыкальности, на которой всегда в своих опусах настаивает Россини, "Европы баловень — Орфей".
Свою оперу "Золушка, или Торжество добродетели" композитор написал по заказу Римского театра Valle для карнавального сезона, который длился от Рождества до Великого поста. И хотя написана опера в рекордно короткий срок — за 24 дня, премьера состоялась только 25 января 1817 года (дирижировал автор), так как срочно из-за жесткости папской цензуры пришлось кардинально менять сюжет. Для ускорения творческого процесса Россини для "Золушки" использовал увертюру из своей другой оперы "Газета", а часть речитативов и три арии были написаны Лукой Аголини. В 1818 — 1820 годах при издании партитуры Россини внес поправки (заменил одну из арий Аголини собственной и добавил дополнительно еще несколько номеров).
Так и родилась комическая опера (dramma giocoso) в двух актах на либретто Якопо Ферретти по сказке Шарля Перро, только не с сюжетом, адаптированным для самых маленьких, что известен всем, а с более приближенным к оригиналу и адресованным юным девицам и их родителям, где заложен назидательный нравоучительный посыл. В оригинале сказка Перро заканчивается пафосным моралите: "Но… все таланты вас нимало не украсят, / Коль для того, чтоб ими прогреметь, / Нет крестной маменьки в запасе". Любопытно, такой "крестной маменькой" для Перро на долгие годы был могущественный министр финансов Жан-Батист Кольбер. При нем он занял должность генерального секретаря в Интендантстве королевских построек, был секретарем совета Малой Академии и государственным секретарем по культуре. А другом и покровителем Джоаккино Россини был знаменитый оперный импресарио Доменико Барбайя, по контракту с которым композитор и создал значимую часть своих шедевров.
В России "Золушка" впервые появилась лишь в 1996 году силами Екатеринбургского музыкального экспериментального театра (режиссер Илья Можайский), а нашей первой оперной Золушкой стала красавица Маргарита Мамсирова. Потом возникла череда концертно-гостевых исполнений, весной же нынешнего года спектакль появился в афише Мариинского театра, сделанный как реплика самой знаменитой постановки этой оперы Жан-Пьера Поннеля.
В Нижнем Новгороде Игорь Ушаков, который 12 лет назад открыл для России другую оперу Россини "Граф Ори", что стала тогда событием, в работе над "Золушкой", следуя за желанием автора, избавил сюжет от всякого сказочно-волшебного флера. И рассказал трогательную историю взросления и прозрения девушки динамично и доходчиво, жаль только, что уж в слишком пастельных тонах (сценограф — Нина Кобиашвили, художник-модельер — Елена Фролина).
Игорь Ушаков избавил сюжет от сказочного флера. Все волшебство — в музыке
Явно не хватает ярких, жизнеутверждающих красок для изящной комедии испытаний, где бесприданница Золушка, но скрытая аристократка (в опере мачеху ей заменяет отчим барон Маньифико (Сергей Теленков, Виктор Ряузов) проходит конкурс на титул принцессы — испытание на милосердие, тесты на кротость, красоту, хорошие манеры и искренность. В опере нет ни тыквы, превращаемой в карету, ни хрустальных туфелек — Золушка просто дарит своему избраннику один из парных браслетов. И вместо феи-крестной на сцене появляется Алидоро (Александр Миминошвили, Георгий Екимов) — воспитатель Принца (Сергей Годин, Борис Степанов), а добродетель Золушки вознаграждается очень рациональным способом.
Все волшебство оперы сосредоточено в музыке, требующей запредельного технического мастерства от исполнителей. Но в репертуарном театре, где необходимо минимум иметь сразу два состава солистов, эта задача, к сожалению, оказывается трудно реализуема на практике. И, конечно, особенно трудно приходится именно Золушке (Яна Дьякова, Валерия Горбунова). Помимо немалого числа непростых ансамблей на ее долю выпадает три сложнейших соло. Помимо заложенных автором балладной песни в начале и знаменитого головокружительного рондо в финале, в нижегородской постановке возникает вставная ария — Песня об иве из другой оперы Россини — "Отелло", что, безусловно, и придает буффонной истории щепотку романтизма и приумножает красоту. Хотя в целом и остается от спектакля впечатление удачного наброска для будущего, когда практика станет хорошим учителем.
Кстати
В Москве Россини становится самым предновогодним оперным композитором. 22 декабря в зале "Зарядье" Нижегородский театр оперы и балета представит концертный вариант своей "Золушки", а 30 декабря Мариинский театр покажет в Концертном зале имени П. И. Чайковского "Итальянку в Алжире".