Петербург готовится к празднованию 80-летия полного освобождения от фашистской блокады. К Дню Ленинградской Победы органы власти, музеи, театры, учреждения культуры подготовили грандиозную мемориально-праздничную программу, она включает более двухсот мероприятий — спектакли, концерты, выставки. В честь юбилея снятия блокады Государственный Эрмитаж откроет для посетителей свой легендарный подвал — бомбоубежище. Здесь разместится выставка-инсталляция, рассказывающая о жизни музея и быте его сотрудников.
Толчком к созданию инсталляции послужило недавнее открытие, сделанное в архивах музея. Долгое время там хранились рисунки неизвестного художника, запечатлевшего сценки из жизни блокадного музея и блокадного города. Недавно заместитель заведующего научным архивом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елена Соломаха обратила внимание, что на рисунках есть монограмма «МГ», а в Театральном музее подтвердили, что это монограмма Михаила Григорьева.
Видео дня
— Бомбоубежище находилось в подвале Нового Эрмитажа, — напомнил генеральный директор музея Михаил Пиотровский. — 26 января там состоится минута молчания в память о наших погибших сотрудниках и прозвучит музыкально-историческая композиция. Под музыку Шостаковича и Баха мы зачитаем подлинные письма из блокадного города.
Выставочную часть инсталляции составят подлинные предметы — валы, на которые накатывали картины для спасения, упаковочные ящики, в которых бесценные экспонаты отправились в эвакуацию в Свердловск и которые применялись еще во время Первой мировой войны, осколки снарядов, попавших в здание Зимнего дворца. Их дополнят с помощью современных технологий. Так, на 3D-модели можно будет увидеть, как те самые снаряды взрывались в дворцовых залах. Михаил Пиотровский напомнил один из известных эпизодов Нюрнбергского процесса: когда обвиняемые заявили, что попадание в Эрмитаж было случайным, тогдашний директор Эрмитажа Иосиф Орбели возразил: «Я не могу допустить, чтобы при обстреле моста в него попал только один снаряд, а 30 — в рядом стоящее здание». А рисунки Михаила Григорьева, по его словам, помогли виртуально возродить помещения, в которых люди не только спасались от обстрелов, но и жили здесь в первую блокадную зиму.
— У архитектора Никольского на блокадных рисунках все немного пафосно, у Григорьева — более жизненно, — отметил Пиотровский.
Успешная эвакуация Эрмитажа — во многом заслуга директора Орбели. Подготовка к ней началась сразу после начала войны, 23 июня 1941 года, но руководство музея начало запасать ящики и упаковочные материалы еще с 1938 года, а в 1940 году было определено место будущей эвакуации — Свердловск (сегодня Екатеринбург). Первый эшелон, в котором отправили 500 тысяч экспонатов, упаковали всего за семь дней: без отдыха работали 150 сотрудников Эрмитажа и 250 членов их семей, а также художники, студенты, просто поклонники искусства. Не менее сложным было потом и возвращение экспонатов. Рассказу об этих героических страницах истории музея и города посвятят лекцию-концерт «Спасти Эрмитаж. В память об эвакуации», который состоится в Гербовом зале Зимнего дворца 28 января под звуки военных маршей XIX-XX веков.
Михаил Пиотровский также напомнил, что сразу после Великой Отечественной войны говорить о подвиге Ленинграда и его жителей было не принято: «Памяти о блокаде не существовало, но потом она возродилась, и Эрмитаж сыграл в этом тоже очень большую роль». Еще один шаг в деле сохранения подлинной истории — совместный проект Эрмитажа с театром «Балтийский дом». Спектакль «Живые картины блокады», основанный на воспоминаниях, письмах и дневниках ленинградцев — «очень проникающая в душу композиция». 28 января его покажут в Атриуме Главного штаба, а 29 января там же состоится премьера балета «7-ФОНИЯ», на музыку Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.