Родная сестра "Русского Леонардо" Павла Флоренского, Раиса, ушла из жизни от туберкулеза в 36 лет, но успела оставить десятки шедевров. "Она сумела по-новому раскрыть в своем творчестве христианскую линию русской живописи", — пишут о ней современные искусствоведы. Вместе с представителями общества "Маковец", название которого отсылает нас к Троице-Сергиевой Лавре, Флоренская "стремилась к возрождению духовного начала в искусстве". Но во времена творческого рассвета художницы в нашей культуре царили совсем другие идеалы, всевозможные "измы" — модернизм, конструктивизм, соцреализм…
Потому при жизни Флоренская не удостоилась большого внимания современников, хотя ее учитель в ВХУТЕМАСе Павел Кузнецов — большая величина в русском искусстве, называл работы Раисы "новой античностью". А после смерти о ней и вовсе забыли.
Но сегодня время собирать камни, у россиян проснулся огромный интерес к мастерам прошлого, которые умели в координатах русской традиции находить свой, не похожий ни на кого путь. Сегодня произведения Флоренской хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Мемориальном музее-квартире священника Павла Флоренского, Государственном музее "Царскосельская коллекция" и частных собраниях. И Флоренская, безусловно, в списке тех корневых художников, которые нужны нам как никогда.
До Москвы работы Флоренской с успехом показали в Петербурге, в Государственном музее "Царскосельская коллекция". Однако в столичной галерее Île Thélème, что на улице Правды, будет представлено гораздо больше — более ста живописных и графических произведений Раисы Александровны, многие из которых свет музейных софитов увидят впервые. Так масштабно Флоренская точно никогда и нигде не выставлялась.
Выставка откроется 7 ноября в 19:00 и будет работать до 25 декабря. Вход бесплатный.