Общество

В малом увидеть бесконечность. Хамиду Савкуеву – 60

«Мне не хочется быть популярным, известным. Нет, абсолютно. Я за то, чтобы все происходило само собой. Не специально. Если ты чего-то стоишь, то наверняка ты получишь какую-то оценку», – говорит Хамид Савкуев, российский художник, академик Российской академии художеств.

Выдающийся и гениальный. Живой классик. Так отзываются о Хамиде Савкуеве культурологи и искусствоведы, пытаясь истолковать его творчество. Сам мастер с большим уважением относится ко всем творящим людям и утверждает: таких, как он, много. Реперными точками в искусстве для него является круг друзей художников, которые не дадут соврать, слукавить, а если надо будет, они могут и жестко сказать ему об этом.

Народному художнику Кабардино-Балкарии, академику Российской академии художеств Хамиду Савкуеву исполнилось 60 лет. Но он говорит, что чувствует себя на 35. Возраст для него это лишь возможность накопления опыта.

«Я только сейчас понимаю какие-то вещи, которые в искусстве, наверное, важны. Например, что нужно обращать внимание на какие-то простые вещи, детали, которые могут явиться объектом изображения. Обычно, чтобы сказать что-то значительное, берется такой же значительный или пафосный сюжет. А можно изобразить какую-то простую вещь, которая может возвыситься до каких-то высот и глубин», – говорит Хамид Савкуев.

Его работы хранятся в музейных собраниях по всему миру. Их коллекционируют ценители искусства в России, Голландии, Франции, Германии, США. В Китае даже есть музей работ Хамида Савкуева. Художник-монументалист давно мечтал о выставке в родной Кабардино-Балкарии. Переживал, чувствовал особенную ответственность перед земляками.

«Я не привез большую часть работ, которые я бы хотел показать, потому что они в разных местах, в разных экспозициях, выставках. Тем не менее я безусловно доволен! Это такая возможность для меня, когда ты на трех площадках создаешь три экспозиции. Я такого никогда не делал. Это и сложно, и интересно», – делится Хамид Савкуев.

Скульптура, живопись и графика художника представлены на разных музейных площадках в Нальчике. Главная тема творчества – жизнь его народа. Монументальные картины объединены в панно, отражая судьбы и быт земляков. За внешней строгостью персонажей скрываются их ранимость и чуткость. Выставку живописных работ в национальном музее Кабардино-Балкарии Хамид посвятил своей матери Фатиме Бисоевне Савкуевой.

«Наши корни из Второго Лескена, это наше родовое село, оттуда Савкуевы. Замечательное место, с пологими холмами, которые тянутся вдоль русла реки Лескен в горы. Бабушку по отцовской линии я не застал, а бабушка по материнской линии меня вырастила, я ее помню, люблю. Мама – балкарка по национальности, у меня с ней очень тесная связь. Как сказал мой друг, художник Анатолий Жилов, художникам свойственно выражать свое отношение к матери в своих произведениях. Я тоже заметил, у многих художников это отношение к матери прослеживается. Мать это не просто человек, который дал тебе жизнь, это некая такая сакральность. Это и мать, это и Родина-мать, мать-земля родная, родной порог, родной дом. Это такие вещи, которые каждый человек в себе несет, хранит», – говорит Хамид Савкуев.

Хамид Савкуев живет не только настоящим, но и памятью о близких и друзьях. Ради этого он отправился в высокогорное село Куркужин, где провел вдохновляющий мастер-класс для учеников школы искусств имени кабардинского художника Мухамеда Кипова.

«Мухамед Кипов по праву считается мастером-рисовальщиком. Как мне кажется, во владении графитным карандашом ему вообще нет равных. Его стиль такой эмоциональный, мощный, и то, что школа носит его имя – это замечательно. И для меня находиться здесь и провести мастер-класс, параллельно рисуя и делая что-то из металла, это очень любопытный опыт. Мне это очень понравилось. Я чувствую себя здесь очень свободно, непринужденно. По сути, преподавание в Академии Художеств это мастер-класс каждый день. Потому что ты каждый день общаешься с молодыми художниками, что-то показываешь, что-то объясняешь, что-то пытаешься сам понять. Студенты иногда делают невероятные вещи, которые для тебя являются неожиданностью. Поэтому это процесс такой перманентный – он в себя включает все», – говорит Хамид Савкуев, российский художник, академик Российской академии художеств.

В трех залах музея изобразительных искусств в Нальчике представлены иллюстрации к книгам. В серии «Маккавейские войны» герои ветхозаветной истории предстают неожиданно в черкесках. Художник признается: корни не отпускают.

«Я не стал изображать Нартов такими веселыми, разудалыми парнями, которые всех и вся побеждают. Это, во-первых, воины. Путь воина трагичен. Нартский эпос наряду с такими эпосами, как Калевала, Маас, Махабхарата, один из самых древних источников. Героический эпос, связанный с историей адыгов, причем у адыгов у единственных нартский эпос зарифмован. Это лишний раз говорит о древности народа. Это была некая пробная передача информации из прошлого в будущее, из поколения в поколение», – объясняет Хамид Савкуев.

Чтобы творить, Хамиду не нужно какое-то особенное состояние или вдохновение. Он верит в результат последовательного, порой изнурительного труда и чуть-чуть в мистику. Так появились его скульптурные проекты: «бронзовая повесть» и «Ковчег».

«В свое время, когда я задумывался о скульптурных проектах, они мне казались нереальными. Но в конце концов мне как бы удалось что-то сделать. Это одно из тех мистических проявлений, когда вот то, что ты загадал, вроде как бы получилось. Кстати, ковчег для меня это некая структура, в которой можно укрыться, собрать, уберечь. И это была некая такая идея, связанная с этим», – рассказывает художник.

Хамид Савуков в свои 60 сдержан и скромен, как истинный адыг. Критичен к себе, не лишен самоиронии и ценит эти качества в других. Одно из любимых выражений Савкуева: «Путь художника – это путь заблуждений. Но для художника важно верить в свои заблуждения». Возможно, так рождается настоящее творчество.

«Мне, как скульптору, художнику, графику поводом для того, чтобы что-то сделать, может явиться все. Замечательная музыка, текст или фрагмент текста, какие-то ассоциации, воспоминания, запахи, фактура земли, камня. Внимание к человеку, к его судьбе, в той каждодневности, где он проявлял себя героически в общем-то, потому что такая суровая была жизнь. Всегда все по-разному. Не нужно пытаться объять все. Достаточно сосредоточиться на одном сегменте, как бы на одном аспекте жизни. И в этом можно увидеть целую вселенную. В малом увидеть бесконечность. Вот это важно», – подытожил художник.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Экипаж летевшего в Волгоград лайнера заметил на радаре НЛО

В Следственном комитете России вручили награды юным героям Отечества

В Челябинской области почтили память воинов-интернационалистов

Краеведческие поездки для школьников организуют в Волгоградской области

В Якутске 3,5 тыс. школьников находятся на дистанционном обучении из-за ОРВИ

Эксперт по строительству оценил установку бетонных остановок в Белгороде

Водопроводную воду в Екатеринбурге очистят за один миллиард рублей

25 и 26 сентября центральные улицы Смоленска закроют для транспорта

11 калининградцам поставили диагноз ВИЧ, 214 заболели коронавирусом на прошлой неделе

Омские власти заявили, что горожанам достаточно существующих церквей

Дочери бойца СВО из Кургана помогли перевестись на бесплатное обучение в вузе

В Мордовии по инициативе члена Общественного совета при УМВД России по г.о. Саранск состоялся межрегиональный круглый стол по вопросам противодействия мошенничеству

Ваш комментарий

3 + 3 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее