Вглядеться в лик Родины, прикоснуться к ее историческому, культурному и научному наследию предлагает новая выставка, открывшаяся в Музее изобразительных искусств Кузбасса.
Новокузнечанина Константина Дверина называют сибирским Эндрю Уайетом. Американский живописец и график тоже учился любимому ремеслу не в академиях и всю жизнь работал, почти не покидая родных мест. Картины художника, нередко вызывавшие отрицательную реакцию критиков, пользовались неизменным успехом у зрителей. Они заставляют остановиться, внимательно рассмотреть детали и нюансы, которые, как известно, имеют значение, и погрузиться в глубину. Времени, пространства, смысла.
— Творчество — это не бег на скорость. В творчестве ничего не помогает, творчество от нас мало зависит. Но все же процесс важнее, чем результат, потому что, когда ты делаешь, ты счастлив, — признался Константин Дверин в одном из недавних интервью.
Серьезно заниматься творчеством выпускник художественной школы и изостудии дворца пионеров с опытом работы художником-оформителем на заводе начал в 1990-х. В 2000 году его картины впервые были представлены в Новокузнецком художественном музее. С тех пор персональные выставки члена Союза художников России проходили в театре "Содружество актеров Таганки", Московском доме национальностей и Центральном Доме художника столицы, в Государственной Думе и еще много где. Его работы есть в коллекциях Московского союза художников, музея Владимира Высоцкого и в частных собраниях. К слову, картина Дверина "Качели" запечатлена на обложке книги о знаменитом кинорежиссере "Диалоги с Сокуровым".
В залах музея ИЗО в Кемерове выставлено более ста полотен. Пронзительные, возвращающие в детство "Летний полдень", "Весна", "Подъезд", "Скамейка", "Отцовское болото", "Банька топится", "Деревенский пейзаж", "Бабка" и "Дед", грациозные кони и трогательные собаки. И библейские сюжеты, тесно переплетенные с человеческим бытием.
— Любой художник возвращается к самому себе, и изображает прежде всего себя. Какой у него мир внутри — тот мир он и изображает. А зритель важен. Но не как конечный потребитель, а как соучастник. Если ты не мимо прошел, а хоть немного задержался, посмотрел, ты уже соучаствуешь. Искусство должно вибрировать со зрителем, со слушателем, с читателем. Нет вибрации — ничего нет, пустота, — считает Дверин.
И разные зрители-соучастники его творчества едины во мнении: каждый увидит и почувствует на этой выставке свое, то, что отзывается лично ему.
А галерею из шестидесяти с лишним портретов выдающихся российских ученых, писателей, поэтов, художников, актеров, режиссеров и музыкантов Дверин создал всего за одно лето, изучая архивы, книги и фотографии: "Никто не заставлял, просто начал делать, и все". В планах было и вовсе написать двести ликов на золотом фоне (в традициях итальянской живописи XIII-XIV веков) — целый сонм людей, которые в разное время прославили Россию.
— Цель — напомнить, что мы как народ, как страна не вчера родились, что нам есть чем гордиться, — пояснил художник.
Некоторые портреты, демонстрируя доступные музею возможности искусственного интеллекта, "оживают" при помощи QR-кода и рассказывают о себе. Говорят, это чтобы заинтересовать зрителей, принадлежащих к цифровому поколению. Другие элементы оформления экспозиции — кинозал, научная лаборатория, музыкальный класс, часовая "мастерская", книжный "магазин" — тоже в помощь зрителям. Просто пришло время объединять, заполняя пустоту и приближая к Родине.