В Казанском Кремле в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Не верь глазам своим. Иллюзии в искусстве» из собрания Государственного Эрмитажа. Здесь представлено более 250 обманок, то есть произведений, которые являются не тем, чем кажутся на первый взгляд.
Среди них живописные полотна, скульптуры, изделия из серебра, стекла, фарфора и цветного камня, а также предметы мебели. Вот только спешить с выводами, какой именно экспонат сейчас перед вами и из чего он сделан, не стоит. Как заметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, эта выставка очень рифмуется с «Играми Будущего», открывшимися в Казани, где виртуальность и иллюзорность перекликаются с реальностью.
В первом зале взор на себя обращает портрет польского короля Яна Собеского в массивной деревянной раме. Но куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева, предлагает подойти поближе и присмотреться. В действительности это шпалера из шерстяной и шелковой нити, исполненная с картины Рембрандта.
А рядом с ней декоративное панно «Детская вакханалия» фламандца Мартина Йозефа Геерартса, выдающее себя за скульптуру. В двух метрах от работы кажется, что это мраморный барельеф.
Поражают своей реалистичностью и натюрморты-обманки швейцарца Иоганна Каспара Фюссли. Выглядят они как слегка смятые рисунки, изображающие пастораль, прибитые гвоздиками к гладко выструганным доскам. Но на самом деле это картины, написанные маслом на холсте!
Немало в экспозиции полотен, как бы сейчас сказали, с 3D-эффектом, когда герои или предметы словно слегка вываливаются в нашу реальность. К слову, о 3D. Органичной частью выставки стали всевозможные мультимедийные инсталляции. Здесь можно создать свою композицию из ракушек на огромном планшете и даже сыграть в крестики-нолики с ожившим портретом.
Символом выставки сделали картину Жана Луи Ланевиля «Мальчик у занавески». Ее герой, напротив, приглашает заглянуть в его пространство, как в некое Зазеркалье.
Еще один ключевой персонаж экспозиции — муха. Еще с эпохи Возрождения художники изображали на своих произведениях этих насекомых, чтобы подчеркнуть мастерство, а заодно разыграть публику. Мухи были нарисованы столь искусно, что зрители невольно пытались смахнуть их с полотна.
На выставке есть подобная работа, но живописью эта тема не исчерпывается. В экспозиции можно увидеть изделия из фарфора, на которых сидят мухи. Но здесь они не просто забавы ради. Как поясняет куратор Наталья Бахарева, ранний европейский фарфор производился зачастую с погрешностями. Их-то и маскировали насекомыми.
А вот мухи внутри бокалов и рюмок изображались для того, чтобы разыграть и повеселить выпивающую публику. Когда в них наливали горячительные напитки, мухи казались еще более объемными и будто бы шевелились вместе с жидкостью.
Было бы странно, если бы обманки не использовали в сугубо утилитарных целях. Например, чтобы скрыть нечто от любопытных глаз. Пожалуй, самый большой экспонат на выставке — книжный шкаф красного дерева. Золотистые корешки старинных фолиантов радуют глаз. Да только книги здесь мнимые, как и сам шкаф. На самом деле это ложная дверь в одной из библиотек Зимнего дворца. За ней находилась потайная лестница.
В завершающих выставку разделах публике на десерт приготовили фарфоровые изделия, имитирующие еду. Некоторые из них, например лукошко с грибами и капустой, похожи на оригиналы лишь условно, но сами по себе являются произведением искусства. А вот масленка в виде румяной баранки столь реалистична, что, как со смехом вспоминает Наталья Бахарева, коллеги, увидев ее на полке, решили, что это она забыла свой перекус.
С фарфором 19-го века соседствуют современные изделия Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, которые продолжают традиции обманок. Специально для выставки в Казани художники изготовили серию великолепных работ. Здесь и порезанный черный хлеб с чесноком, и пельмени, и яичница-глазунья. Вид их, помимо эстетического наслаждения, пробуждает аппетит. А это ли не высшее проявление искусства?
Прямая речь
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
— Трудно представить себе более увлекательную выставку, где можно ходить, рассматривать, сравнивать, где все закручено в интригу. Это прекрасная возможность рассказать о европейской и русской культуре. Словом, это красиво, интересно, замечательно, но в то же время очень серьезно. Данная выставка об иллюзорности. Должно ли искусство быть иллюзорным, это игрушка или здесь все серьезно, и надо ли использовать иллюзорность в искусстве вообще?