В Калининграде открылась выставка, посвящённая 210-летию вступления русской армии в Париж. Среди экспонатов, предоставленных музеем Бородинского сражения, нет муляжей — каждый из предметов на стендах помнит события Отечественной войны. На торжественном открытии в историко-художественном музее побывал корреспондент «Клопс».
Перед тем, как выставочный зал откроет гостям двери, с парой слов к собравшимся обращается директор музея-заповедника «Бородинское поле» Игорь Корнеев. «Всё, что есть здесь — всё оригинальное, всё это помнит героев 1812 года. В череде наших выставок эта самая крупная, и для нас честь представить её в Калининграде», — уверяет он.
Калининград, по словам директора Бородинского музея, теснее других российских регионов связан с заграничными походами антинаполеоновской армии. С ним согласен и заместитель полпреда президента Роман Балашов: в стране нет больше мест, где «в таком концентрированном виде была бы представлена вся наша славная военная история».
Это не зарубежные походы, а освободительные. Русский солдат, который противостоял «двунадесяти языкам», нёс в Европу освобождение от абсолютного зла, которое тогда олицетворял Наполеон и бонапартистская Франция», — утверждает Балашов.
Некоторым гостям уже не терпится пройти внутрь, но официальная часть не окончена. Корнеев вручает подарки чиновникам и музейным работникам, которые помогли организовать выставку. Кому-то достаются памятные медали, а главе калининградского минкульттуризма Андрею Ермаку — реплика старинной военной формы. После всего сказанного красная лента у входа с хрустом встречает ножницы.
Гости перемещаются в выставочный зал, где их ждёт экскурсия от сотрудницы Бородинского музея. Большая часть посетителей — школьники, однако они слушают так же внимательно, как и взрослые.
Экспозиция состоит из четырёх тематических зон:
Война 1812 года;Начало русского Заграничного похода в 1813 году; Война на территории Франции и окончание кампании в 1814 году; Память об этих событиях в позднейшей истории.
Заграничный поход 1813-1814 годов — кульминация войны с Наполеоном. Русская армия, одержав победу на своей территории, прошла по Европе, освобождая захваченные страны, и в марте 1814-го вступила в Париж.
В первом блоке, где представлены артефакты Отечественной войны, сразу обращают на себя внимание ядра, гранаты и картечь. Это «добыча» археологов, работавших на Бородинском поле.
«Это немые свидетели боев, происходивших в 1812 году. Можно сказать, эти находки — одни из первых экспонатов Бородинского музея», — рассказывает экспозиционер Екатерина Дегтярёва.
На том же стеллаже расположились и другие артефакты: нательные крестики, пуговицы и блестящий в свете ламп кивер рядового гвардейской пехоты.
Но среди всего разнообразия военной формы больше всего посетителей, конечно, интересуют мундиры: русские, союзнические и французские. Люди поочерёдно подходят и рассматривают вблизи шинель наполеоновского солдата, облачение члена пожарной команды, оборонявшей Париж, и мундир рядового Лифляндского Конно-Егерского Короля Вюртембергского полка.
У всех образцов старинной военной формы есть любопытная особенность — миниатюрность. В мундиры, которые можно увидеть на выставке, поместится далеко не каждая девушка. Впрочем, вопреки распространённому заблуждению, здесь дело не в том, что люди XIX века были меньше нас с вами.
Сукно имеет свойство ссыхаться, и за двести лет мундир может потерять до 35% от общего размера. То есть в те времена, когда его носили, он был где-то на треть больше.
А люди тогда были среднего роста: допустим, рост Наполеона — 168 сантиметров. Совершенно не низкий, средний для европейца того времени», — объясняет Дегтярёва.
Двести лет хранить одежду непросто — часть костюмов в музее Бородинского сражения воссоздавали в 1912 году к юбилею великой битвы. На калининградской выставке их нет: все мундиры, которые можно увидеть в КОИХМ, застали Александра I и Наполеона.
Некоторые экспонаты попали на выставку впервые после реставрации. Такими счастливчиками, например, стали портрет Ивана Ивановича Дибича-Забалканского и несколько старинных гравюр.
Относительно молодые, но не менее интересные экспонаты ждут посетителей в четвёртой секции, которая посвящена наследию Отечественной войны. Здесь можно увидеть памятные знаки: копию с медальона Фёдора Петровича Толстого «Покорение Парижа в 1814 году», которая была изготовлена во второй половине XIX века, или медаль-жетон к 175-летию Лейпцигской битвы — её выпустили в ГДР в 1988-м.
Ещё один — и на выставке было бы 200 экспонатов. 11 ящиков со старинными артефактами доставили в Калининград на самолёте. По словам Игоря Корнеева, некоторые из них впервые покинули стены Бородинского музея.
После изучения экспозиции для посетителей подготовили сюрприз от организаторов — концерт оркестра русских народных инструментов и солистов музыкального театра. В программе — романс «Генералам двенадцатого года» на стихи Марины Цветаевой, «Кавалергарды, век недолог» Булата Окуджавы и знакомая многим по фильму «О бедном гусаре замолвите слово»6+ песенка про трубачей.
Выступление музыкантов внезапно прерывает Игорь Корнеев — он так впечатлился тёплым приёмом, что хочет срочно поделиться эмоциями. Директор Бородинского музея считает, что далеко не всегда открытия выставок из рядового мероприятия превращаются в такие милые вечера.
«В Калининграде очень необычные люди: тёплые, добрые, искренние, открытые. И замечательный оркестр, а я видел много исполнений», — радуется музейщик.
И он прав: открытие действительно получилось веселым и ярким — как и положено, когда в деле Денис Давыдов и «очаровательные франты минувших лет».
В августе в Калининграде открылась выставка, посвящённая благотворительности российских императоров.