В Калининградском областном музее изобразительных искусств открылась выставка "Рембрандт. Голландский гений торжествующего света", приуроченная к 355-летию со дня смерти великого голландского живописца.
Более пятидесяти представленных в экспозиции факсимиле гравюр Рембрандта Харменса ван Рейна — это небольшая часть собрания, переданного музею в дар вдовой известного немецкого скульптора Германа Брахерта, большую часть жизни жившего и творившего в Кенигсберге.
Как рассказала куратор выставки Алина Белан, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности, в 1995 году Ирмгард Зиглох-Брахерт подарила музею фамильную коллекцию, которую начал собирать еще ее дед, затем продолжил отец. В этом собрании — более 700 факсимиле западноевропейской графики XV-XIX веков, в том числе и более ста листов Рембрандта.
Большая часть работ не была атрибутирована, не выявлен сюжет, где-то не было названия, где-то — датировки, и в музее с 1995 года вели научные изыскания, завершившиеся лишь сейчас и подтвердившие высокую ценность коллекции. Ведь факсимиле — это максимально приближенная к оригиналу копия, которая в полной мере передает технику художника.
— Для Рембрандта гравюра была неким отличительным хобби, он стал в этом искусстве новатором, обучившись ему у своих современников, развивал мастерство путем самообучения, хотел познать его от и до, — объясняет Алина Белан. — Новаторство заключалось в том, что он начал синтезировать несколько техник в одной работе, мог совместить офорт и сухую иглу, и еще вдобавок углубить какие-то линии резцом. Еще сто лет после него более никто подобного повторить не мог.
Для выставки отобрали самые разные работы — пейзажи, портреты, уличные сценки, библейские сюжеты… Какие-то из них были эскизами к будущим знаменитым живописным полотнам, как, например, "Возвращение блудного сына", но бывало и наоборот, когда Рембрандт сначала рисовал большую картину, потом повторял сюжет в графике.
Здесь и его знаменитые автопортреты — их в калининградской коллекции всего два, хотя у художника это был один из излюбленных жанров. Парадный, известный как "Рембрандт, облокотившийся о барьер" — в бархате, с завитыми локонами, щегольской бородкой, это 1639 год, время его самого большого успеха. А тремя годами ранее он рисует себя совсем другим: морщины, неприбранные волосы, распахнутый ворот рубахи, естественная поза.
Увидим и его возлюбленную — "Портрет Саскии в соломенной шляпе". Как написано на рисунке рукой автора — Саскии 21 год, прошло три дня с их помолвки, свеженькая, кокетливая, с маргариткой в руке. Есть здесь и портрет матери, и зарисовки амстердамских жителей, и виды Амстердама, хижины на канале, дамбы, мельницы — в графике Рембрандта пейзажи представлены шире, чем в его живописи.