В столице Чеченской Республики проходит первый Всероссийский форум государственного Фонда "Защитники Отечества". Его главная тема — реализация цифровых проектов по оказанию оперативной помощи ветеранам специальной военной операции и родственникам героев.
В работе принимают участие представители Фонда "Защитники Отечества" из всех 89 субъектов страны, Минцифры России, Минобороны России, Министерства здравоохранения РФ и других органов исполнительной власти.
В повестке дня — использование онлайн-инструментов, которые значительно облегчат жизнь вернувшихся бойцов и их близких. Поэтому в технической части форума участники в живую знакомились с электронными практиками по организации предоставления социальной поддержки в регионах. Причем в фокусе внимания было не только изучение опыта, но и выявление проблемных моментов, внесение предложений по модернизации сервисов.
Так, в Рязанской области в мобильном приложении "Открытый регион 62" выделен модуль для участников СВО и их семей. Любой запрос, будь то социальная поддержка либо реабилитация, автоматически интегрируется в профильных ведомствах и поступает социальному куратору.
— Два года назад в регионе был создан Центр "Ждем тебя", который сосредоточен на оказание помощи женам и матерей воинов. И со временем там созрел запрос на семейную реабилитацию, — рассказывает заместитель председателя правительства Рязанской области Наталья Суворова. — Площадкой для реализации комплексных мероприятий стал реабилитационный центр "Сосновый бор", открывшийся в 2023 году. Участник СВО или его семья могут дистанционно подать заявку, выбрав как удобный им период, так одну из программ — "отпуск", "демобилизация", то есть возвращение к мирной жизни. Ведь при долгожданной встрече у родных порой возникают психологические трудности.
Внимание уделяется и трудовой адаптации воинов. В апреле этого года в Рязани прошел первый форум вакансий для участников СВО. Помимо ярмарки вакансий, на площадке организовали выставку оборудования адаптированных рабочих мест для ветеранов-инвалидов, зону профориентации и карьерного консультирования со специалистами службы занятости.
— Каждый второй участник этого форума трудоустроился, — отмечает Наталья Суворова. — Причем это не буквально ярмарка вакансий, скорее формирование у бойца мотивации пойти работать. Хочу привести уникальный пример: парень после тяжелого ранения лишился ног, но не отчаялся. Заключил социальный контракт на открытие собственного дела — ему выделили максимальную сумму в размере 350 тысяч рублей, на эти деньги он с женой запустил мини-кофейню в своем городе.
В Московской области в каждом из 56 муниципалитетов приемы ведут отдельные центры помощи в поддержку Госфонда. Специально для жителей Подмосковья создан цифровой социальный паспорт льготника, который генерируется также и для участников СВО. Он хранится в телефоне и имеет QR-код, причем к нему "прикрепляют" все льготные категории.
— Огромный пласт поступающих вопросов по-прежнему касается получения удостоверения ветерана боевых действий, для которого необходим межведомственный сбор различных справок и выписок, а это время, — рассказала первый заместитель председателя правительства Московской области Людмила Болатаева. — Получение денежных выплат по ранению либо гибели — тоже сопряжено с документами. Наверно, самый сложный запрос — поиск пропавших без вести. Справка-онлайн, безусловно упрощает многие процессы, но переломить ситуацию поможет только единая база данных, с которой ведомства и фонд могли бы работать по аналогии с ФГИС ФРИ (федеральный реестр инвалидов), когда не нужно ждать заявления, а самим инициативно предлагать нашим защитникам и их семьям существующие меры поддержки.
В числе задач форума — определить потребности ветеранов в цифровых платформах, выработать решения, направленные на проактивность оказания услуг. С этой целью участники создали рабочие группы по нескольким темам: первичный прием в Фонд и сопровождение участников СВО и членов их семей, организация содействия в помощи, социальная поддержка ветеранов с инвалидностью. Итогом коллективных мозговых штурмов станет формирование эффективных алгоритмов по усовершенствованию этих процессов.
Кстати
На портале "Госуслуг" уже размещено 4840 мер социальной поддержки. Их можно отфильтровать по статусу того, кто обращается: участник, член семьи участника, ветеран и так далее. Раздел за четыре месяца просмотрели более двух миллионов раз. А чат-бот "Робот Макс" дал 510 тысяч ответов на запросы, 60 процентов удовлетворены его "консультированием". С 1 сентября у "Макса" появится функция переключения запроса на оператора, если его навыков не будет хватать.