Новшества коснутся 5 — 9-х классов. «Комсомолка» вместе с экспертами Минобрнауки разбиралась, что поменяется в жизни школы и учеников. ЛИШНЕГО БИЛЕТИКА НА УРОК НЕ НАЙДЕТСЯ? Раньше в школе учились лишь одним способом: сидели на уроках. Теперь один и тот же предмет можно изучать самыми разными способами. Например, сходить в музей на экскурсию, отправиться в театр или на полевую практику. И все это — в рамках основной учебной программы, а значит, за счет бюджета. Родителям не придется платить ни за билеты в театр, ни за гида на экскурсии. На всю эту внеурочную деятельность отводится определенное количество часов на все пять лет учебы, с 5-го по 9-й класс. Как их провести, школа и родители решают сами. Можно распределить время равномерно — получится примерно по 10 часов экскурсий и других мероприятий в неделю. А можно потратить внеурочные часы оптом во время полевой практики в летние каникулы. ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ БУДЕТ, НО ПО ВОЗМОЖНОСТИ Второй иностранный язык хоть и прописан в новых стандартах, вводиться будет постепенно. Понятно, что в сельской школе, где и с учителем английского зачастую проблемы, найти еще преподавателя французского очень сложно! Поэтому, прежде чем начать преподавать еще один иностранный, школа должна создать для этого условия. Нужны учебники, помещения, а учителям (если они найдутся) придется пройти специальную переподготовку. И, конечно, должно быть желание со стороны учеников и родителей. Поэтому какой язык учить — испанский или китайский, решать придется всем вместе. Опять же, если есть возможность выбрать учителя. Там, где учебники, помещения и педагоги есть, еще один иностранный язык будут преподавать в рамках основной программы. Это значит, что он будет стоять в расписании на тех же правах, что и русский с математикой, и учить его дети будут бесплатно. Правда, чтобы втиснуть второй язык в рамки пятидневной недели, придется потеснить остальные предметы. Какие именно, решает школа. Обычно сокращают третий урок физкультуры — его перебрасывают во внеурочную деятельность. А на освободившееся место в расписании ставят иностранный язык. ВМЕСТО «ОСНОВ РЕЛИГИИ» — «ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В стандарте появилась целая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Упор здесь сделан не на религию, а на культуру. И это не отдельный урок, как это было с «Основами религиозной культуры» в начальных классах. Ученики смогут изучать этот предмет по-разному — послушать учителя, сходить на экскурсию в храм или в мечеть или же провести тематический месячник, посвященный разным народам нашей страны. Отличие от началки еще и в том, что родители не выбирают какой-то один профиль — например, атеизм или христианство. Дети знакомятся с культурами всех народов своего региона в целом. Что и как смотреть, определяют школа и родители в зависимости от ситуации и региона. Единых указаний на этот счет нет. Понятно, что на Кавказе и Чукотке эти программы будут очень сильно отличаться. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — С ПЯТОГО КЛАССА Если раньше школьникам приходилось само-определяться, то теперь профориентация обязательно должна быть в каждой школе. Причем помощь с выбором будущей профессии не будет сводиться к паре примитивных тестов! По новым стандартам школа обязана сотрудничать с предприятиями, вузами и профориентационными центрами. Ученики смогут не только получить консультацию у социального педагога, психолога или тьютора (наставника) — им дадут возможность пройти профессиональную диагностику в специализированном центре. Детям не просто расскажут, что «все профессии нужны, все профессии важны», но и объяснят, какие сейчас есть вакансии на рынке труда, как работает служба занятости и какие перспективы есть в тех или иных областях. СЕКЦИЯ КАРАТЕ ПОЙДЕТ В ЗАЧЕТ Приятный бонус новых стандартов — если ваш ребенок занимается спортом или искусством дополнительно в секции и спортшколе, то он может не отсиживать те же самые часы в школе обычной. Юному скрипачу не придется скучать на уроках музыки, а каратиста могут освободить от физкультуры. Что нужно сделать для этого — опять-таки решает каждая школа самостоятельно. А вот чем занять освободившееся время, остается на усмотрение самого ребенка и его родителей. ШУТКИ В СТОРОНУ Словарик родителя Чем внеурочная деятельность отличается от дополнительной? Мы составили для мам и пап небольшую шпаргалку.
