Проблему правового регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ) в Свердловской области обсудили в Уральском государственном юридическом университете. За круглым столом собрались депутаты Законодательного собрания, представители муниципалитетов, сотрудники ГИБДД и научное сообщество, одна из их инициатив – введение крупных регистрационных номеров, передает "Уралинформбюро".
"Резонансные случаи ДТП с участием самокатов, которые произошли в этом году, стали поводом для того, чтобы аккумулировать на одной площадке силы представителей администрации Екатеринбурга и других городов, законодательной власти, научного сообщества, чтобы мы могли решить, как сделать более эффективным правовое регулирование, ликвидировать пробелы в законодательстве, которые признаются всеми участниками круглого стола", – говорит профессор кафедры предпринимательского права УрГЮУ Мария Бажина.
Внимание общественности к отсутствию единого подхода к правовому регулированию работы кикшеринга второй сезон подряд привлекает депутат Заксобрания Алексей Свалов. Парламентарий организовывал совместные с общественниками и СМИ рейды по центру Екатеринбурга, а также создал чат-бот, где собирает обратную связь от жителей города.
"Проблема использования средств индивидуальной мобильности остро стоит во всех городах нашей страны, где есть сервис кикшеринга. Мы до сих пор не имеем никакой законодательной базы и правового регулирования, которое могло бы гарантировать безопасность пешеходов на улицах и в местах, где используются электросамокаты. К сожалению, на сегодняшний день кикшеринговые компании думают лишь о прибыли, не неся при этом социальной ответственности перед жителями. Я считаю, что нужно продолжать правильно формировать правовую базу и на ее основании принуждать самокатчиков к соблюдению правил дорожного движения, чтобы пешеход, оказываясь на улице, на тротуаре, чувствовал себя в безопасности", – сказал он.
По данным полиции, Средний Урал – в числе лидеров по числу аварий с участием СИМ: за девять месяцев зарегистрировано 145 таких ДТП, одно из них привело к гибели человека. При этом установить виновника в большинстве случаев невозможно.
"Наиболее действенная мера профилактики подобных происшествий – это верификация личности пользователя средством индивидуальной мобильности. На сегодня большая часть "водителей" СИМ – несовершеннолетние, и с введением верификации мы прогнозируем отток значительной части пользователей самокатами и, соответственно, снижение количества ДТП с участием этого вида транспорта", – считает начальник отделения ДПС и розыска отдела Госавтоинспекции Екатеринбурга Антон Попов.
Сейчас ряд городов решает проблему на муниципальном уровне. В частности, в Верхней Пышме, где отсутствует необходимая инфраструктура для перемещения на СИМ, введен запрет на размещение электросамокатов. Свои ограничения установлены и в Екатеринбурге.
На круглом столе было озвучено предложение доработать систему идентификации самокатов, установив на каждый из них крупные регистрационные номера. Также, считают эксперты, необходимо, чтобы условия расширенной страховки, которая в настоящий момент представлена рядом кикшеринговых компаний, стали базовыми для всех сервисов аренды. Еще одна задача: развивать сервисы только там, где существует необходимая инфраструктура. В местах, где отсутствует возможность организации выделенной полосы для СИМ, самокатчиков быть не должно, считают эксперты.
"Сегодня на рассмотрении в Госдуме находятся изменения в федеральное законодательство, в которых предлагаются меры регулирования пользования СИМ: регистрация транспортных средств, повышение возраста пользователя данных услуг и так далее. Мы попробуем обобщить те предложения, которые прозвучали на круглом столе, чтобы повысить качество предоставления услуг и безопасность использования средств индивидуальной мобильности", – подвел итоги встречи председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания Свердловской области Валентин Лаппо.
Фото предоставлено организаторами круглого стола